суббота, 14 апреля 2018 г.

Судебная практика: Сотруднику следственного управления объявили выговор за размещение в социальных сетях изображений, «оскорбляющих честь и достоинство российского следствия», часть 1


Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в июне 2017 года вынесла решение по делу № 33-5329/2017, в котором суду пришлось давать оценку правомочности объявления выговора руководителю отдела кадров регионального Следственного управления в связи с тем, что на её странице в социальной сети были размещены изображения, «содержащие ненормативную лексику, оскорбляющие честь и достоинство российского следствия».

В данном случае суд подробно изучил процедуру сбора доказательств в социальных сетях, а также затронул вопрос о правомочности заверения скриншотов страниц в социальных сетях без привлечения нотариуса.

Мой комментарий: Одновременно суд решал вопрос о правомочности привлечения должностного лица к дисциплинарной ответственности за опубликование на сайте ведомства недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера одного из сотрудников. Об этом я рассказала в отдельном посте, см.:
http://rusrim.blogspot.ru/2018/01/blog-post_28.html .

Суть спора

В следственное управление по Новосибирской области из Следственного Комитета России поступило сообщение, согласно которому руководителем отдела кадров Следственного управления на интернет-странице в социальной сети «ВКонтакте» были размещены публикации, содержащие ненормативную лексику, фотографии в форменном обмундировании с текстовым комментарием к ней, содержащим негативную оценку в отношении профессионального праздника - дня работника следственных органов РФ. К обращению было приложено 9 скриншотов изображений на бумажном носителе.

При этом интернет-страница в период с момента размещения указанных изображений и не менее, чем до 20.04.2015 г., была доступна для посещения неограниченному кругу лиц, в том числе и работникам следственного управления Следственного комитета РФ.

Сотрудница была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора по результатам служебной проверки. С заключением служебной проверки и с приказом о привлечении ее к дисциплинарной ответственности она не согласилась и утверждала, что на странице в социальной сети «ВКонтакте» какие-либо изображения, содержащие ненормативную лексику, оскорбляющие честь и достоинство российского следствия не размещала. По ее мнению, данные изображения были размещены третьим лицом, которое осуществило «взлом» ее страницы.

Гражданка обратилась в суд и просила признать незаконным приказ о ее привлечении к дисциплинарной ответственности и заключение служебной проверки.

Позиция Центрального районного суда

Удовлетворяя исковые требования, суд указал, что гражданка как в ходе проведения служебной проверки, так и в ходе судебного разбирательства категорически настаивала, что никаких комментариев к размещенным ею фотографиям не помещала, демотиваторы не создавала и не размещала, тексты, содержащие нецензурную и похабную лексику, ею также не размещались, без ее ведома был произведен несанкционированный взлом ее страницы. Допустимых доказательств обратного работодателем не было представлено.

Решением Центрального районного суда исковые требования гражданки к следственному управлению Следственного комитета РФ о признании незаконными приказов, взыскании денежной премии, компенсации морального вреда, были удовлетворены.

Следственный комитет не согласился с данным решением и подал апелляцию.

Позиция Следственного комитета Российской Федерации

Скриншоты страницы гражданки, содержащие ненормативную лексику и порочащие честь сотрудника Следственного комитета РФ, были получены сотрудником СК РФ при осуществлении им своих служебных полномочий в предусмотренном законом порядке.

Поскольку данный факт подтверждается материалами служебной проверки, материалами гражданского дела и показаниями свидетеля, дополнительного заверения копий скриншотов не требовалось.

Заявление гражданки о несанкционированном посещении ее страницы в сети «ВКонтакте» и внесении изменений в имеющиеся там фотографии также не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, в то время как специалист пояснил, что гражданка не могла не знать о наличии изменений на своей странице. Специалистом также был сделан вывод о том, что либо гражданка перед проведением экспертизы изменила свою страницу, либо скриншоты не соответствуют действительности.

Факт того, что гражданка внесла изменения в свою страницу, подтверждается материалами дела, что также ею не отрицалось. Кроме того, указанное обстоятельство подтверждается исследованием, проведенным экспертно-криминалистическим отделом следственного управления.

Сотрудник Управления собственной безопасности Главного организационно-инспекторского управления Следственного комитета РФ посетил в середине апреля 2015 года интернет-страницу в социальной сети с целью проверки доводов обращения. Доступ на станицу пользователем ограничен не был, станица была просмотрена, были обнаружены все изображения, на которые ссылались в обращении, были изготовлены скриншоты.

Руководству было сообщено, что на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» гражданка разместила ряд взятых из сети Интернет копий графических изображений с нецензурной лексикой, а также личных фотографий с надписями на них, которые можно трактовать как пренебрежительные высказывания в отношении формы сотрудника СК России и государственной службы. Действия данного сотрудника наносят ущерб имиджу СК России, в связи с чем предложено направить материалы для проведения служебной проверки в СУ СК России. К информации были приложены скриншоты на 5 листах.

Следственное управление подчеркнуло, что скриншоты страницы, содержащие ненормативную лексику и порочащие честь сотрудника Следственного комитета РФ, были получены сотрудником Следственного комитета РФ при осуществлении им своих служебных полномочий в предусмотренном законом порядке.

При проведении служебной проверки 29 апреля 2015 г. было установлено, что вход на страницу доступен был уже только авторизованным пользователям. При проведении ее осмотра в мае 2015 года с участием гражданки было установлено, что проверяемых изображений на странице не содержится.

Согласно проведенному исследованию в экспертно-криминалистическом отделе следственного управления было установлено, что интернет-ресурс с компьютера гражданкой посещался неоднократно, и было проведено удаление фотографий с интернет-станицы (их количество уменьшилось со 193 до 173), изменено имя пользователя, на жестком диске компьютера были найдены 2 изображения гражданки, которые подлежали проверке в связи с наличием на них пренебрежительных высказываний в отношении службы в СК России и форменного обмундирования.

Позиция сотрудницы Следственного управления

Работодатель в ходе проведения проверки регулярно запрашивал объяснения у сотрудницы. Она пояснила, что предъявленные ей фотографии с ее изображениями действительно в какой-то момент времени были выложены на её странице, однако впоследствии удалены. При этом она не помнит, сопровождала ли она их личными комментариями, но если сопровождала, то они соответствовали требованиям Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных служащих СК РФ.

По поводу фотографии она пояснила, что не помнит, чтобы она сопровождала ее комментарием, в то же время, поскольку комментарий содержит негативную оценку, то данный комментарий не оставлялся. Полагает, что данный комментарий был кем-то сфальсифицирован. На вопрос о размещении фотографии пояснила, что не очень хорошо знает английский язык, не помнит, кто ее фотографировал, насколько помнит, такой фотографии у нее не было, либо эта фотография была изменена, фотографии свои никому не предоставляла. Иные изображения на своей странице не размещала, они являются технической подделкой.

Она считает, что обращение является способом мести анонимного лица за отказ в приеме на работу. К информации на странице имеют доступ только близкие лица и некоторые работники управления. После объявления о проведении проверки, предполагая, что это вызовет ненужный интерес к ее странице, она удалила с нее многих лиц. В дополнительных пояснениях указала, что просмотр таких клипов является ее личным делом, частью личной жизни, не имеет отношения к служебной деятельности. Истец эти клипы не снимает, не размещает и зрительской аудитории не рассылает.

Изображение демотиваторов, содержащих ненормативную лексику, она видела в сети интернет, ею они не изготавливались, не размещались и не рассылались зрительской аудитории. Она высказала предположение, что ее страница была взломана, фотографии снабжены комментариями. Обнаружив это, она обратилась к администрации сайта, получила консультации об усилении приватности информации, а также изменила фамилию на странице, место рождения и родной язык. Также пояснила, что взлом мог произойти со стороны сотрудников следственного управления, так как имел место случай обнаружения в закрытом кабинете включенного и работающего служебного компьютера.

Факт взлома стал ей понятен после ознакомления с заявлением и просмотра информации, хранящейся на ее странице, и установления факта изменения ее приватности. При входе на страницу отображается 2 - 3 последних выложенных контента, в связи с чем данный факт она не выявила ранее. О несанкционированном проникновении она сообщила администрации сайта и лицу, проводящему служебную проверку. Тот факт, что ею периодически осуществляется удаление контента со страницы, не свидетельствует о ее злонамеренности, она это делала ранее и делает до сих пор, вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

На фотографии, комментарий к которой сфальсифицирован неизвестным лицом, имеется более 22 лайков (отметок о просмотре «нравится»), практически все отметки поставлены сотрудниками следственного управления. Фотография была выложена вечером 26 июля (тогда как День работника следствия празднуется 25 июля, в связи с чем она полагает, что взлом страницы произведен лицом, не знающим точную дату праздника.

По факту якобы размещения на странице трех изображений, содержащих нецензурную и похабную лексику, она предполагает, что они могли храниться в ее контенте, так как были присланы ей друзьями в шутку. Для подобного контента создано хранилище «скачанное», приватность которого установлена «друзья». При взломе страницы условия приватности были изменены. То, что эти изображения просмотрены тремя лицами, не означает, что они выложены для всеобщего обозрения, как минимум двумя лицам была она и тот пользователь, который ей это прислал. Фотография была изменена, так как на жестком диске обнаружен первоначальный вид этой фотографии, содержащий изображение также иного сотрудника. Изменить фотографию и добавить комментарий можно непосредственно в соцсети. Отметки о том, что эту фотографию видели 6 человек, не свидетельствует о том, что они видели фотографию именно в отредактированном виде, и не свидетельствует о том, что фотография была выложена в свободном доступе, так как ее смогли посмотреть друзья истца, которых гораздо больше 6. Истец указала, что ее страница является ее личной, никоим образом не связана с ее профессиональной деятельностью, является частью ее личной жизни.

В дополнениях к исковому заявлению гражданка высказала предположение, что указанные изображения (позиционируемые как скриншоты якобы с ее страницы) созданы с помощью компьютерных программ типа «Фотошоп» и, вероятно, вообще никогда не размещались в сети интернет, в частности социальной сети «ВКонтакте».

Гражданка утверждала, что на странице в социальной сети, когда-либо используемой ею, тех самых изображений демотиваторов, содержащих нецензурные слова, видео ролика, а также двух ее фотоизображений с комментирующими надписями, по поводу которых проведена служебная проверка, никогда не было.

(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.ru/2018/04/2_15.html )

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOSB;n=205310

Комментариев нет:

Отправить комментарий