вторник, 5 сентября 2017 г.

О развитии технологий архивного хранения электронных документов - или все-таки о чем-то другом?


Информация о принятии постановления Правительства РФ от 12 августа 2017 года № 966
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» была размещена под броским заголовком «О развитии технологий архивного хранения электронных документов», и в ней сообщалось, что оно «направлено на внедрение технологий безбумажного документооборота и последующего архивного хранения электронных документов в условиях функционирования «электронного правительства»».

Отмечу, что само постановление «техническое» – оно переносит соответствующие лимиты бюджетных ассигнований из госпрограммы «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы в госпрограмму «Информационное общество (2011–2020 годы)» и включает Росархив в число участников этой госпрограммы.

Федеральное архивное агентство стало участником подпрограммы «Информационное государство», которая дополнена задачей «сохранения ретроспективной архивной информации и перевод ее в электронный вид для эффективного использования в интересах государства, общества и граждан», целевой индикатор по которому будут оценивать работу ведомства по программе - средняя численность пользователей архивной информации на 10 тыс. человек. Результатом этой работы станет «создание и обеспечение функционирования общероссийского информационно-архивного пространства».

Мой комментарий: Как мне кажется, Правительство РФ и Росархив немножко по-разному понимают, зачем ведомство стало участником программы «Информационное общество», т.к. одни говорят о развитии технологии хранения электронных документов, а другие о создании электронных копий бумажных архивных документов.

«Сохранение и развитие архивных информационных ресурсов» как основное мероприятие включено в «Перечень основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»» (п.4.11) и включает следующие пункты:
  • Обеспечение функционирования и информатизация деятельности федеральных архивных учреждений;

  • Модернизация архивной инфраструктуры;

  • Развитие централизованной автоматизированной системы государственного учета архивных документов;

  • Оптимизация механизма отбора документов на архивное хранение;

  • Создание и обеспечение функционирования единого информационно-архивного пространства;

  • Информатизация контрольных функций;

  • Улучшение качества предоставления государственных услуг в сфере архивного дела.
В «Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, направленных на достижение целей и ожидаемых результатов государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»» включены три нормативно-правовых акта, которые должны быть разработаны:
  • Примерная инструкции по делопроизводству в государственных организациях, которая будет содержать единые требования «к процедурам создания, оформления и последующей передачи на архивное хранение документов независимо от вида носителя, в том числе в системах электронного документооборота, при переходе на безбумажный ведомственный и межведомственный электронный документооборот»;

  • Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях, в которых будут сформулированы унифицированные требования «по хранению, комплектованию, учету и использованию документов на бумажном носителе и электронных документов»;

  • Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности организаций, с указанием сроков их хранения в котором планируется установить сроки хранения «с учетом изменения сроков хранения документов по личному составу», а также оптимизировать сроки хранения отдельных видов типовой документации.
Мой комментарий: Интересно, что ранее в Сведения включалась информация только о проектах законов и постановлений Правительства. И лишь для архивного дела считается достаточным для достижения заявленных результатов осуществлять регулирование на уровне ведомственных нормативно-правовых актов.

Уточнен перечень контрольных событий, по которым будут оценивать эффективность реализации планов:
4.39. Проведена выставка уникальных архивных документов к 100-летию государственной архивной службы России 2018 года (срок - 15 мая 2018 года);

4.40. Проведен мониторинг документооборота в федеральных органах исполнительной власти и их перехода на безбумажный документооборот в 2017 году (срок 31 декабря 2018 года);

4.41. Проведен мониторинг документооборота в федеральных органах исполнительной власти и их перехода на безбумажный документооборот в 2018 году (срок 31 декабря 2019 года).
Мой комментарий: С моей точки зрения, это хорошо, что Росархив «перешел» в программу «Информационное общество» - все-таки архивы в первую очередь поддерживают функционирование системы государственного управления.

Во всем мире сейчас государственные архивы активно занимаются сканированием архивных документов и размещают их в интернете для того, чтобы расширить возможности их использования гражданами и организациями. Эта работа важная и нужная, но меня больше беспокоит старательное игнорирование вопросов организации хранения в архивах изначально электронных документов. Хотя в названные выше нормативно-правовые акты планируется включить нормы, регламентирующие вопросы работы с электронным документами, с моей точки зрения, сложно ждать качественных результатов без предварительной серьезной научной проработки этих вопросов.

Источники: Консультант Плюс /сайт Правительства РФ
http://government.ru/docs/28823/
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=222655

Комментариев нет:

Отправить комментарий