понедельник, 11 сентября 2017 г.

Изменены требования к хранению документов коммерческих организаций


Федеральный закон от 29.07.2017 № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»» изменил требования к хранению документов в акционерных обществах и обществах ограниченной ответственностью.
Для справки: Ранее п.1 статьи 89 федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и п.1 ст. 50 федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ  «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержали перечень конкретных видов документов, которые общества обязаны были хранить, при этом в последнем пункте перечислений упоминались и «иные документы», что создавало достаточно большие проблемы, когда возникали споры о том, какие же документы должны сохраняться.

Сами перечни документов из законов не исчезли, только теперь это списки документов, которые общества в обязательном порядке должны предоставлять своим акционерам или участникам (по этой теме будут отдельные посты на блоге.).
В Федеральном законе от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» п.1 статьи 89 и п.1.ст.50 федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» изложены в следующих почти идентичных редакциях:
Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах

Статья 89. Хранение документов общества

1. Общество обязано хранить документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Статья 50. Хранение документов общества и предоставление обществом информации

1. Общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
К сожалению, наши законодатели до сих пор так и не научились приводить хоть к какому-то единообразию похожие нормы в разных законах. В двух этих статьях были установлены требования к местам хранения документов. В законе об акционерных обществах так и осталось требование о том, что документы должны храниться «по месту нахождения его исполнительного органа», а в законе об ООО требование о месте хранения документов «по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества» исключено.

Мой комментарий: Отмечу, что я уже неоднократно говорила и писала о том, что требование к хранению документов акционерного общества там, где работает его руководство, вы современных условиях глупое и для крупных обществ в принципе неисполнимое. Не думаю, чтобы, например, главы Газпрома, Роснефти или Сбербанка согласились превратить свой головной офис в помесь центра хранения данных и склада многих тонн бумаги. Требование для ООО было сформулировано более правильно, но теперь им предоставлена полная свобода выбора мест хранения, хоть на Аляске!

Исключение из текстов законов перечней видов документов, которые они обязаны хранить, с моей точки зрения, может создать дополнительные проблемы для коммерческих организаций. Теперь для того, чтобы определить, какие же документы они обязаны хранить, им придется самостоятельно выявлять в законах и иных нормативно-правовых актах требования к хранению документов (впрочем, это хорошо для консультантов :)).

С другой стороны, с момента вступления этих норм в силу, т.е. с 30 июля 2017 года, в Перечни типовых архивных управленческих документов вряд ли будет правомочно включать наименования видов документов, требования к созданию которых в нормативно-правовой базе отсутствуют.

Какие последствия эти изменения привнесут в работу с документами в акционерных обществах и обществах ограниченной ответственностью, покажет судебная практика.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=221219

Комментариев нет:

Отправить комментарий