пятница, 1 сентября 2017 г.

Обеспечение безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации


На фоне последних мировых компьютерных атак был принят федеральный закон от 26 июля 2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», направленный на создание государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий атак на информационные ресурсы страны, который вступит в силу с 1 января 2018 года.
Для справки: Под информационными ресурсами РФ в законе (ст.5) понимаются информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления, находящиеся на территории РФ, в дипломатических представительствах и (или) консульских учреждениях РФ.
В пояснительной записке к законопроекту № №47571-7 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» подчеркивалось, что «осуществляемый в настоящее время в Российской Федерации переход к информационному обществу приводит к тому, что подавляющее большинство систем принятия решений и бизнес-процессов в ключевых отраслях экономики и сфере государственного управления реализуются или планируются к реализации с использованием информационных технологий. В различных информационных системах уже сейчас хранятся и обрабатываются значительные объемы информации, в том числе касающейся вопросов государственной политики и обороны, финансовой и научно-технической сферы, частной жизни граждан. Одновременно информационные технологии повсеместно внедряются при построении автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами, используемых в топливно-энергетическом, финансовом, транспортном и других секторах критической инфраструктуры Российской Федерации».

По мнения разработчиков законопроекта, «нанесение ущерба критической информационной инфраструктуре может привести к катастрофическим последствиям, а учитывая, что она является связующим звеном между другими секторами национальной инфраструктуры, неизбежно нанесет ущерб и этим секторам. Переход информационных и коммуникационных технологий на систему цифровых сигналов упростил и частично автоматизировал управление процессами, но, в то же время, сделал их более уязвимыми перед компьютерными атаками. Вредоносная программа, направленная на внесение изменений в бинарный код программы (алгоритм программы, записанный в двоичной системе исчисления) способна вывести из строя любое оборудование, работающее с использованием бинарного кода. При этом равную опасность могут представлять атаки, совершаемые в преступных, террористических и разведывательных целях со стороны отдельных лиц, сообществ, иностранных специальных служб и организаций.

При развитии событий по наихудшему сценарию компьютерная атака способна полностью парализовать критическую информационную инфраструктуру государства и вызвать социальную, финансовую и/или экологическую катастрофу.»

В пояснительной записке также отмечалось, что «стабильность социально-экономического развития Российской Федерации и ее безопасность, по сути, поставлены в прямую зависимость от надежности и безопасности функционирования информационно-телекоммуникационных сетей и информационных систем».

Для обеспечения координации деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты будет создан национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (ст.5 ч.2).

В государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ будет осуществляться сбор, накопление, систематизация и анализ информации, которая будет:
  • Поступать через средства, предназначенные для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак;

  • Представляться субъектами критической информационной инфраструктуры и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры РФ, в соответствии с перечнем информации;

  • Представляться иными не являющимися субъектами критической информационной инфраструктуры органами и организациями, в том числе иностранными и международными.
Будет организован обмен информацией о компьютерных инцидентах между субъектами критической информационной инфраструктуры, а также между субъектами и уполномоченными органами иностранных государств, международными, международными неправительственными организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты.

В целях учета значимых объектов критической информационной инфраструктуры будет создан реестр (ст.8). Сведения из него будут направляться в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ.

Оценка безопасности критической информационной инфраструктуры будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы, в целях прогнозирования возникновения возможных угроз безопасности критической информационной инфраструктуры и выработки мер по повышению устойчивости ее функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак (уполномоченный ФОИВ) (ст.12).

При осуществлении оценки безопасности будет проводиться анализ:
  • Данных, получаемых при использовании средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, в том числе информации о наличии в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры, признаков компьютерных атак;

  • Информации, представляемой субъектами критической информационной инфраструктуры и уполномоченным ФОИВ, в соответствии с перечнем информации, а также иными не являющимися субъектами органами и организациями, в том числе иностранными и международными;

  • Сведений, представляемых в государственную систему по итогам проведения государственного контроля, о нарушении требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, в результате которого создаются предпосылки возникновения компьютерных инцидентов;

  • Иной информации, получаемой уполномоченным ФОИВ, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Мой комментарий: Как мне кажется, в части сбора и обобщения информации закон просто легализовал ту работу, которая уже давно ведется в органах, отвечающих за безопасность нашей страны.

Источник: Консультант Плюс / сайт Государственной Думы
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=220885
http://sozd.parlament.gov.ru/download/62D46F58-803D-442B-8F5E-61BBEB26515B

Комментариев нет:

Отправить комментарий