четверг, 7 сентября 2017 г.

Планы развития архивного дела в Новосибирской области в 2017-2022 годах


Приказом управления государственной архивной службы Новосибирской области № 96-од от 20 июня 2017 утверждена ведомственная целевая программа «Развитие архивного дела в Новосибирской области на 2017-2022 годы», которая вступила в силу с 1 июля 2017 года.

Цель программы – «обеспечение эффективной организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Новосибирской области и других архивных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства».

Мой комментарий: Когда принимаются такие стратегические программные документы, ключевым моментом является то, как сформулированы основные цели и задачи. При этом, с моей токи зрения, это должны быть высокоуровневые цели, которые были бы притягательны не столько для самих архивистов, сколько для тех руководителей, которые будут решать, выделять финансирования на данную программу или нет.

К сожалению, организацию хранения документов Архивного фонда как есть «продать» большинству наших руководителей, как на федеральном, так и на региональном уровне крайне сложно. Я бы попробовала подчеркнуть то, что деятельность архивных учреждений, прежде всего, направлена на обеспечения успешной реализации ключевых проектов развития экономики страны, в том числе реализации программы «Цифровой экономики», реформирования всей системы государственного управления и развития программ электронного и открытого правительств. Кроме того, архивы в современных условиях играют важную роль в  обеспечении конституционных прав граждан.

К сожалению, когда у нас поднимается вопрос о том, зачем нужны архивы и для чего они хранят документы, всё крутится в основном вокруг сохранения исторической памяти. Однако архивы создаются, в первую очередь, для сохранения материалов, документирущих деятельность тех или иных органов и организаций и обеспечивающих их подотчётность, а также защиту  прав как самих организаций, так и их сотрудников и граждан.

Поскольку цель программы, как мне кажется, новосибирские коллеги сформулировали крайне узко, то и задачи, которые поставлены на ближайшие шесть лет,  очень узкопрофессиональные:
  • Задача 1. Реализация государственной политики и исполнительно-распорядительной деятельности в сфере архивного дела и осуществление регионального государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области об архивном деле в Новосибирской области;

  • Задача 2. Обеспечение оптимальных условий хранения документов Архивного фонда Новосибирской области и других архивных документов;

  • Задача 3. Повышение качества и доступности услуг в сфере архивного дела;

  • Задача 4. Повышение профессионального уровня специалистов Государственного архива Новосибирской области.
Мой комментарий: Как мне кажется, высокоуровневые задачи помогли бы разорвать порочный замкнутый круг, в который попали сейчас многие российские архивы: денег им не дают, потому что не видят от них отдачи, а без надлежащего финансирования архивы не могут качественно и эффективно исполнять возложенные на них государством и обществом функции.

Что касается 4-ой задачи, то понятно, почему речь идет о повышении квалификации  - 58% специалистов Государственного архива Новосибирской области работают в нем менее 3-х лет.

Непонятно, почему более серьезный вопрос о повышении статуса архивистов, который напрямую связан и с повышением их до смешного низких заработных плат, в данном случае в перечень задач не был включен. В тексте самой программы вопрос о зарплатах хотя бы поднимается:
Ведомственная целевая программа «Развитие архивного дела в Новосибирской области на 2017-2022 годы», утв. приказом управления государственной архивной службы Новосибирской области № 96-од от 20 июня 2017

Негативные тенденции и недостатки в формировании кадрового состава связаны с низким уровнем заработной платы, не соответствующим количеству и качеству труда работников архивной сферы. Кроме того, сказывается нехватка специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий, так как развитие архивного дела на современном этапе немыслимо без предоставления и создания электронных информационных ресурсов, работы, как с документами на традиционных носителях, так и с документами на электронных носителях.

В целях приближения уровня средней заработной платы специалистов Государственного архива Новосибирской области к уровню средней заработной платы в Новосибирской области предусматривается поэтапное увеличение средней заработной платы с 17 281,29 рублей в 2017 году до 28 166,80 рублей в 2022 году, что будет составлять около 80% от значения среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в Новосибирской области (в 2016 году — 17 466,34 рубля, что составляет 63%). В 2018 году средняя заработная плата специалистов Государственного архива Новосибирской области составит 20 425,80 рублей, в 2019 году - 24 753,20 рубля, в 2020 году 27 112,60 рублей, в 2021 и 2022 годах - 28 166,80 рублей.

Для справки: Средняя заплата в Новосибирской области в 2017 году составляет ( http://investorschool.ru/srednyaya-zarplata-v-rossii-po-regionam-v-2017-godu ) более 30 тысяч рублей, т.е. выше чем обещают платить архивистам только через пять лет!  Кстати, для тех, кто ещё не сталкивался с подобной сравнительно честной статистикой, напомню, что на Руси примерно половина зарплатных денег уходит в доходы узкого круга первых лиц, так что т.н. «средняя зарплата» на уровне 30 тысяч означает для большинства сотрудников заработок порядка 15 тысяч рублей в месяц.
Какие задачи в программе сформулированы, такие, само собой, выбраны и важнейшие целевые индикаторы:
  • Доля архивных документов, хранящихся с соблюдением установленных нормативных требований, в результате выполнения всех направлений деятельности, от общего количества документов, находящихся на хранении в Государственном архиве Новосибирской области;

  • Количество пользователей архивной информацией, содержащейся в документах Государственного архива Новосибирской области;

  • Количество проведенных плановых проверок по соблюдению законодательства Российской Федерации, Новосибирской области об архивном ПРПР;

  • Количество посещений государственной информационной системы «Электронный архив Новосибирской области» (далее – ГИС «Электронный архив НСО»);

  • Количество обращений юридических и физических лиц, исполненных управлением ГАС НСО в рамках предоставления государственной услуги по организации информационного обеспечения на основе документов Архивного фонда Новосибирской области и других архивных документов;

  • Доля архивных дел, размещенных в первичные средства хранения (архивные коробки), от общего количества архивных дел, включенных в состав Архивного фонда Новосибирской области;

  • Доля созданного страхового фонда на особо ценные документы, от общего количества единиц хранения, содержащих особо ценные документы и находящихся на хранении в Государственном архиве Новосибирской области;

  • Доля запросов социально-правового характера, исполненных Государственным архивом Новосибирской области в установленные законодательством сроки;

  • Доля электронного научно-справочного аппарата (описей) к документам Государственного архива Новосибирской области, доступного пользователям архивной информацией;

  • Количество созданных скан-образов наиболее востребованных архивных документов, имеющихся на хранении в Государственном архиве Новосибирской области;

  • Количество электронных документов, принятых в Государственный архив Новосибирской области на хранение;

  • Количество информационных мероприятий, направленных на популяризацию документального наследия;

  • Количество подготовленных и опубликованных изданий (сборников документов, краеведческих альманахов и другой печатной продукции) на основе архивных документов;

  • Количество специалистов государственного архива Новосибирской области, прошедших профессиональную переподготовку, повышение квалификации.
Мой комментарий: Отмечу, что из 14 индикаторов четыре напрямую связаны с использованием информационных технологий. Радует, что включен вопрос о приеме на хранение электронных документов и «отработка технологии приема электронных документов посредством увеличения количества электронных документов, поступающих в Государственный архив Новосибирской области, с 450 в 2017 году до 2 700 в 2022 году».

Отмечу, что, с моей точки зрения, бессмысленно в течение 6 лет (!) отрабатывать технологию приема на хранение электронных документов, принимая их «по капле в нос», в то время, как счет им в делопроизводстве уже идёт на многие миллионы.

Источник: сайт Управления государственной архивной службы Новосибирской области
http://www.archives.nso.ru/sites/archives.nso.ru/wodby_files/files/page_1072/pasport_vcp.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий