пятница, 2 июня 2017 г.

Новая Зеландия: Запроектированная открытость данных (open by design)


Данная заметка Пола Стоуна (Paul Stone) была опубликована 10 мая 2017 года на новозеландском сайте открытых данных data.govt.nz .

Термин «Открытость по умолчанию» (open by default) нередко можно услышать при обсуждении политик открытых данных. По моему опыту, он часто скорее способствует созданию препятствий, чем их снятию; а если Вас хоть сколько-нибудь беспокоит обеспечение неприкосновенности частной жизни  при раскрытии данных, то «открытость по умолчанию» должна активировать для Вас сигнал тревоги.
«Открытость по умолчанию = закрытость по умолчанию, это две стороны одной медали»
Я предпочитаю говорить «запроектированная/встроенная открытость» (open by design). Что я здесь имею в виду? Запроектированная открытость подразумевает хорошо продуманное, систематическое и безопасное раскрытие открытых данных. «Запроектированная открытость» равнозначна «запроектированной закрытости», поскольку это две стороны одной медали. Для того, чтобы безопасно раскрывать данные, сохраняя общественное доверие, Вам необходимо обеспечить адекватную защиту неприкосновенности частной жизни / персональных данных.
«Ставить нужно не вопрос «Будем ли мы открывать эти данные?», а вопрос «Как мы будем открывать эти данные?».»
Запроектированная открытость включает проведение оценки воздействия на неприкосновенность частной жизни / защиту персональных данных (сайт новозеландского уполномоченного по защите неприкосновенности частной жизни предоставляет очень полезный инструментальный набор для такой оценки - Privacy Impact Assessment Toolkit,  https://www.privacy.org.nz/news-and-publications/guidance-resources/privacy-impact-assessment/ ), с тем, чтобы определить возможные последствия раскрытия данных и  возможно, необходимость в определенных действиях с целью защиты персональных данных. Такие действия могут включать меры по агрегированию и/или деидентификации (удалению атрибутов данных, позволяющих идентифицировать отдельные физические лица). Ставить нужно не вопрос «Будем ли мы открывать эти данные?», а вопрос «Как мы будем открывать эти данные?».

Запроектированная открытость означает нечто больше, чем просто принятие во внимание вопросов защиты неприкосновенности частной жизни. Речь идёт о том, чтобы рассматривать (возможно, ещё до их создания) данные как потенциально подлежащие раскрытию на определенном этапе их жизненного цикла. Речь также идет о планировании открытия данных с того момента, когда Вы только начинаете думать об их сборе.

Сбор данных

Данные могут собираться различными способами, например, с помощью опросов, с использованием датчиков; регистрации; информации, предоставленной во исполнение законодательно-нормативных требований; в ходе повседневных транзакций, таких, как выплата пособий или оказание услуг. В некоторых случаях данные собираются непосредственно государственными органами; зачастую они собираются организациями частного сектора или НПО, оказывающими услуги от имени правительства по контракту с ним.

Таким образом, обеспечение запроектированной открытости должно начинаться с контракта на оказание услуг (или даже с объявления о проведении закупок). Следует с самого начала обозначить, что орган исполнительной власти желает сохранить авторские права (так у автора; корректнее, наверное, было бы говорить о праве собственности и контроля – Н.Х.) на данные, связанные с оказанием услуги, и что эти данные будут сделаны доступными для общественности, с предоставлением лицензии на их повторное использование. Об этом должно быть сказано в отчетных документах по контракту.

Например, при заключении контракта на предоставление услуги автобусных перевозок, в качестве требований должны быть указаны своевременное предоставление сведений о расписаниях, текущем местоположении автобусов и о продаже билетов. Следует потребовать представления таких данных в открытом, стандартизованном и машиночитаемом формате.

Новые системы

Если данные собираются в системе, поддерживающей конкретный бизнес-процесс, то подготовка открытых данных к раскрытию может представлять собой просто формирование отчета с целью экспорта набора данных в открытом файловом формате, без включения в него персональных данных. Для некоторых устаревших систем выполнение такого действия может быть проблемой, однако для любой современной новой системы это не должно быть ограничением.
«Подготовка открытых данных может быть столь же простой, как формирование отчета»
Поэтому в рамках любого проекта внедрения новой системы следует заранее продумывать, наравне с вопросом формирования необходимой для целей управления отчетности, также и вопрос подготовки открытых данных. И как заранее следует сформулировать требования по безопасности, точно так же следует заранее определить, что нужно сделать, чтобы безопасно «отфильтровать» подготавливаемые к раскрытию открытые данные.

Нужно проработать вопрос о том, какие именно данные могут быть раскрыты, в какой точке информационного потока, и какую обработку / фильтрацию они должны пройти в процессе подготовки к раскрытию. Предварительное продумывание всего этого обеспечивает минимизацию издержек специально на раскрытие открытых данных, и даст возможность систематически формировать открытые данные в качестве результата ведения деловой деятельности.

Реализация запроектированной открытости на практике

Чтобы способствовать внедрению запроектированной открытости в Вашей организации, Вам нужно «встроить» идеологию открытости в процессы и процедуры в масштабе всей организации. Это касается не только ИТ-отдела или службы публикации материалов на веб-сайте.

Например, об этом должны быть осведомлены сотрудники юридической службы и отдела закупок, которые должны включить соответствующие вопросы в свои контрольные списки, используемые при обработке контрактов на закупки. Осведомлены должны быть и менеджеры проектов, которые должны обеспечить сначала принятие во внимание данных,  а затем и возможность их раскрытия в виде открытых данных - причём не только в ИТ-проектах, но и в любых проектах, так или иначе связанных с оперативной деятельностью организации.

Потенциально раскрываемыми данными могут быть данные о местоположении в реальном времени; статистические сведения об оказании услуг; или даже показатели эффективности оказания услуг, которые помогают управлять качеством обслуживания и оценивать экономическую эффективность (при раскрытии в виде открытых данных, такие сведения обеспечивают прозрачность и укрепляют доверие и уверенность общественности).

Сотрудникам отделов по связям с общественностью необходимо знать о намерениях по части открытости, а процедуры публикации должны включать вопросы, связанные с  открытыми данными. Персонал финансовой службы должен быть осведомлен о намерении раскрывать финансовые отчеты в машиночитаемом формате - до того, как они начнут форматировать отчеты / электронные таблицы в человеко-читаемом виде.

Запроектированная открытость может даже затрагивать процесс инструктажа новых сотрудников, в рамках которого их могут проинформировать о том, чего от них ждут при работе в условиях «открытого правительства».

Запроектированная открытость – это внедрение духа открытого правительства в повседневное сознание государственных служащих при выполнении ими своих обязанностей.

Пол Стоун (Paul Stone)

Фото: Кэтрин Дэй (Catherine Day) «Сардины», лицензия CC BY-NC 2.0

Источник: data.govt.nz
https://data.govt.nz/blog/open-by-design/

Комментариев нет:

Отправить комментарий