вторник, 23 августа 2016 г.

В закон «Об электронной подписи» внесены изменения


Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» от 23 июня 2016 года № 220-ФЗ дополнил статью 6 «Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью» федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» новыми положениями, в том числе частью 3-1 следующего содержания:
3-1. Если федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, предусмотрено, что документ должен подписываться несколькими лицами, электронный документ должен быть подписан лицами (уполномоченными должностными лицами органа, организации), изготовившими этот документ, тем видом подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания изготовленного электронного документа электронной подписью.
Мой комментарий: К сожалению, наши законодатели так и не научились писать законы простым русским языком. Если продраться через словесные хитросплетения, то можно выделить две важных аспекта:
  • Формулировка, судя по всему, допускает подписание документов любыми соответственно уполномоченными лицами (в том числе и рядовыми сотрудниками), «изготовившими документ»;

  • Подписан документ может быть только тем видом подписи, который установлен для данного вида документов законодательством РФ.
С моей точки зрения, писать в законе, что документ  должен подписывать тот, кто его изготовил, довольно-таки глупо, поскольку что ещё можно понимать под «изготовлением» документа, как не, в конечном итоге, его подписание уполномоченным лицом? :) А так у пронырливых юристов появляется шанс на оспаривание правомочности документа на том основании, что подписант его не «изготавливал»!

Отмечу, что в бумажном делопроизводстве в процессе создания и прохождения документа на нем достаточно часто появляется несколько подписей. Однако большинство из этих подписей для придания юридической силы готовому документу не нужны, их назначение иное - как правило, они фиксируют факты согласования проекта документа или ознакомления с ним.

Кроме того, часть 4 ст.6 изложена в новой редакции:
Было: 4. Одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов.

Стало: 4. Одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов. Исключение составляют случаи, когда в состав пакета электронных документов лицом, подписавшим пакет, включены электронные документы, созданные иными лицами (органами, организациями) и подписанные ими тем видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов. В этих случаях электронный документ, входящий в пакет, считается подписанным лицом, первоначально создавшим такой электронный документ, тем видом электронной подписи, которым этот документ был подписан при создании, вне зависимости от того, каким видом электронной подписи подписан пакет электронных документов.
Мой комментарий: В данном случае законодатель вынужден исполнять ритуальные «танцы с бубном» из-за того, что в законодательстве РФ нет четкого определения понятия «подпись» и её функций. Есть несколько сильно различающиеся с правовой точки зрения ситуаций:
  • Лицо изъявляет свою волю, выражая её путем подписания документа или пакета документов. Это лицо является автором всех подписанных документов;

  • Лицо направляет пакет документов (возможно, включающий в себя документы, созданные иными лицами), и своей подписью подтверждает свою ответственность – но только за формирование пакета. Его подпись также служит для контроля целостности пакета. В общем случае, такая подпись волеизъявлением не является и используется в качестве технического средства, поддерживающего информационное взаимодействие.

  • Лицо своей подписью подтверждает ознакомление или согласие с содержанием документов пакета.
Не случайно, например, в США при проставлении электронной подписи во многих случаях законодательство требует явно указывать намерение подписанта (утверждение документа, согласование, ознакомление, заверение авторства, подтверждение факта существования, обеспечение целостности и аутентичности сообщения и т.д.)

Ну а пока у нас не появится настоящая архивно-документационная наука, подобные «пляски аборигенов» будут становиться всё более частым явлением, на радость хорошо зарабатывающим на некачественном законодательстве практикующим юристам.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200008

Комментариев нет:

Отправить комментарий