среда, 27 июля 2016 г.

Новая публикация по вопросам рассекречивания документов международных организаций


О рассекречивании документов редко пишут что-то конструктивное – как конкретно в условиях правовых, кадровых, бюджетных и технических ограничений модернизировать эту очень сильно застрявшую в доэлектронной эпохе сферу деятельности. Ещё реже встречаются публикации, в которых коллеги делятся накопленным опытом и анализируют известную практику.

Именно поэтому я хотела бы привлечь внимание к статье Джулии Кастенхофер (Julia Kastenhofer) и Шадрака Катуу (Shadrack Katuu) «Рассекречивание: Туманный ландшафт» (Declassification: a clouded environment), опубликованной онлайн 16 июня 2016 года в журнале издательства Routledge - Taylor & Francis «Архивы и документы» (Archives and Records). Журнал готовится Ассоциацией специалистов Великобритании и Ирландии в области управления документами и архивного дела (Archives and Records Association, ARA), см. http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/23257962.2016.1194814 . Доступ, к сожалению, платный (но если кому очень нужно, могу помочь - пишите).

Авторы работают, соответственно, в Межамериканском банке развития (Inter-American Development Bank) и в Международном агентстве по атомной энергии МАГАТЭ (International Atomic Energy Agency, IAEA).

Ниже приведен перевод нескольких абзацев из статьи, которые дают некоторое представление о её содержании:
До сих пор рассекречивание в архивном контексте, за рядом нескольких известных исключений, детально не изучалось (если изучалось вообще). Данная статья представляет собой попытку начать закрывать этот пробел и дать общее представление о том, как рассекречивание осуществляется в международных межгосударственных организациях (МГО) - как на регулярной основе, так и в разовом порядке.

... Первая часть статьи представляет собой анализ литературы на основе опубликованных источников по установлению грифов секретности и рассекречивании информации. Авторам известно очень небольшое число опубликованных источников по процессам рассекречивания в международных организациях, поэтому данная статья опирается на эти немногочисленные материалы, а также на опыт национальных усилий по рассекречиванию, особенно Соединенных Штатов Америки.

Вторая часть статьи представляет собой анализ рабочих процессов и процедур рассекречивания пяти анонимизированных международных организаций.

Статья начинается с обсуждения необходимости классификации информации по степени конфиденциальности/секретности, затем разговор переходит на различные типы процедур рассекречивания, используемые пятью международными организациями, и завершается перечислением уроков, которые можно извлечь из анализа этих процедур.

... В самом процессе рассекречивания, проводится ли он на регулярной основе или разово по запросу, можно выделить шесть этапов. На этапе инициации (trigger stage), процесс рассекречивания может быть запущен рядом его потенциальных участников – деловыми подразделениями, архивистами, сторонними заявителями и т.д. На этапе идентификации выделяются подлежащие рассекречиванию документы. На этапе подготовки проводится сбор материалов, необходимых для принятия обоснованных решений. На этапе принятия решения уполномоченный орган / лицо изучает материалы и принимает решение. На этапе исполнения решение реализуется на практике. На последнем этапе, этапе уведомления, заинтересованные стороны уведомляются о принятом решении и его последствиях. Перечисленные этапы, в зависимости от организационной культуры и от правового, политического и экономического контекста, могут быть реализованы по-разному с привлечением различных действующих лиц и уполномоченных органов.
По итогам сравнительного анализа практического опыта пяти международных организаций, авторы обращают внимание на следующие шесть аспектов рассекречивания:
  • Несекретная информация – это не то же самое, что общедоступная информация;

  • Рассекречивание является постоянным осуществляемым видом деятельности;

  • Легче принять решение об ограничении доступа к информации, чем о её рассекречивании;

  • При установлении документу грифа секретности в нем следует указывать конкретную причину засекречивания;

  • При установлении документу грифа секретности, в нем следует указывать потенциальную дату рассекречивания;

  • Рассекречивание отнимает много времени (а также сил и ресурсов, и часто требует взаимодействия целого ряда заинтересованных сторон – Н.Х.).
Исследователей также может заинтересовать приведенная в статье достаточно большая библиография англоязычной литературы по тематике рассекречивания.

Источник: сайт издательства Taylor & Francis
http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/23257962.2016.1194814

Комментариев нет:

Отправить комментарий