четверг, 28 июля 2016 г.

Счетная палата об информатизации органов записи актов гражданского состояния


Решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 февраля 2016 года № 8К (1083) был утвержден отчет «О результатах контрольного мероприятия «Проверка использования государственных ресурсов для реализации федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в 2014-2015 годах», в котором содержится интересная аналитическая информацию об уровне информатизации органов ЗАГС.

В отчете отмечается, что в проверяемом периоде объем межведомственного документооборота по предоставлению сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния составил 76,2 млн. актов, из которых на бумажном носителе ‐ 25,2 млн. актов, или треть общего объема, что влечет за собой значительные затраты по их подготовке и направлению уполномоченным органам.

Именно поэтому Счетная палата одобрила создание предусмотренного Указом Президента РФ от 15 января 2016 года № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины» проекта закона, предусматривающего возложение на уполномоченный федеральный орган власти функций по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

По мнению Счетной палаты, создание такого ресурса может значительно снизить финансовые, материальные и трудовые затраты по обработке и передаче сведений в уполномоченные органы, а также ускорить процесс получения необходимой информации.

В отчете также указывалось на то, что в декабре 2014 года в статью 7 федерального закона № 143-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми была установлена необходимость составления записей актов гражданского состояния не только на бумажном носителе, но и в форме электронного документа с последующим хранением информации в информационной системе органа ЗАГС по месту ее государственной регистрации и/или в информационной системе органа исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация данной деятельности.

При этом было определено, что на основе составленных в форме электронных документов сведений, содержащихся в записях актов гражданского состояния, в установленном законодательством РФ порядке формируются базовые государственные информационные ресурсы.

Законом также было установлено, что Минюст России должен разработать и утвердить требования к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленных в форме электронных документов. Счетная палата подчеркнула, что «до настоящего момента данные требования в установленном порядке не утверждены. Более того, создание информационных систем для обработки, хранения и передачи сведений, содержащихся в записях актов гражданского состояния, производится субъектами РФ самостоятельно, в отсутствие единой концепции построения информационной системы органов регистрации записей актов гражданского состояния, определяющей общие для всех требования к программным и аппаратным средствам, посредством которых осуществляется формирование банка данных записей актов гражданского состояния».

В отчете приведены интересные данные об используемых субъектами информационных системах и размерах финансирования этих работ:
Отчет «О результатах контрольного мероприятия «Проверка использования государственных ресурсов для реализации федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в 2014-2015 годах»

По информации, предоставленной субъектами Российской Федерации, в проверяемом периоде составление записи акта гражданского состояния в форме электронного документа с последующим ее хранением осуществлялось посредством 3 основных программных средств, в том числе «Находка‐ЗАГС» (закуплено 35 единиц), «МАИС ЗАГС» (закуплено 43 единицы), «КСАО‐ЗАГС» (закуплено 8 единиц) и 12 других программных средств, разработанных региональными поставщиками. Программные продукты и аппаратное обеспечение приобретались органами ЗАГС субъектов Российской Федерации самостоятельно, источниками финансирования расходов на указанные цели являлись как средства субвенции из федерального бюджета, так и средства бюджетов субъектов и муниципальных образований.

В настоящее время, по информации, предоставленной 85 субъектами Российской Федерации, совокупные расходы с момента начала создания информационных систем составили 945,3 млн. рублей, в том числе:
  • за счет средств субвенции - 411,5 млн. рублей;

  • за счет средств бюджетов субъектов РФ - 531,6 млн. рублей;

  • за счет средств бюджетов муниципальных образований - 2,1 млн. рублей.
В отчете также было отмечено отсутствие единых функциональных требований используемым программным продуктам.
Отчет «О результатах контрольного мероприятия «Проверка использования государственных ресурсов для реализации федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в 2014-2015 годах»

Функциональные требования к приобретаемым программным продуктам и аппаратному обеспечению устанавливались каждым субъектом самостоятельно, и, как следствие, на сегодняшний день ряд из указанных программных продуктов имеет различные платформы и алгоритмы формирования, хранения и передачи сведений о записях актов гражданского состояния, что потребует при исполнении требований пункта 5 статьи 7  Федерального закона № 143-ФЗ в части формирования базовых государственных информационных ресурсов на основе сведений, содержащихся в электронных записях актов гражданского состояния, дополнительных расходов, в том числе за счет средств федерального бюджета, на приобретение программно-аппаратных средств, их модернизацию и перевод баз данных в единый формат.
В отчете было указано, что ежегодные совокупные расходы на содержание приобретенных субъектами информационных систем только в 2014 и 2015 годах составили 108,7 млн. рублей и 104,6 млн. рублей соответственно.

В выводах Счетной палаты по отчету указывается:
  • Создание единого государственного информационного ресурса, содержащего сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, с организацией разграниченного доступа к данной информации уполномоченных органов может значительно снизить финансовые, материальные и трудовые затраты по передаче этих сведений в уполномоченные органы, а также ускорить процесс получения ими необходимой информации, которая в настоящее время представляется органами ЗАГС уполномоченным органам по запросам, в том числе на бумажном носителе.

  • Минюстом России не выполнены положения закона в части утверждения единых требований к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленных в форме электронных документов (п.10).

  • Отсутствие единой концепции построения информационной системы органов регистрации ЗАГС, определяющей общие для всех требования к программным и аппаратным средствам, и системы проектного управления мероприятиями по информатизации, привело к тому, что созданные (приобретенные) субъектами РФ информационные системы имеют различные платформы и алгоритмы формирования, хранения и передачи информации, что потребует при исполнении действующего законодательства в части формирования базовых государственных информационных ресурсов на основе сведений, содержащихся в электронных записях актов гражданского состояния, дополнительных расходов на приобретение программно-аппаратных средств, их модернизацию и перевод баз данных в единый формат. При этом совокупный объем расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов и бюджетов муниципальных образований на указанные цели составил более 945 млн. рублей (п.12).
Мой комментарий: Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» закрепил в законодательстве создание «Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния», о его новых положениях см.: http://rusrim.blogspot.ru/2016/07/blog-post_19.html

Источник: Официальный сайт Счетной палаты РФ
http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/873/26536/?sphrase_id=2174453

2 комментария:

  1. Господи очередная несусветная чушь. Как все просто раз единый реестр - и все можно урезать бюджет, сокращать время предоставление услуги и что особо приятно работников. Где реальное обоснование окромя магического слов "информационный" "электронный" - дебилизм болезнь нынешней власти((

    ОтветитьУдалить
  2. "В отчете отмечается, что в проверяемом периоде объем межведомственного документооборота по предоставлению сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния составил 76,2 млн. актов, из которых на бумажном носителе ‐ 25,2 млн. актов, или треть общего объема, что влечет за собой значительные затраты по их подготовке и направлению уполномоченным органам."
    А причем здесь органы ЗАГС? Например ФМС (миграционная служба), военкоматы, местные администрации (для формирования списка выборщиков) категорически отказываются принимать сведения в электронном виде. Им только бумагу подавай.
    Ну а то, что Минюст ВООБЩЕ не занимается ЗАГСами - это и так понятно.

    ОтветитьУдалить