понедельник, 6 июня 2016 г.

Усовершенствован порядок электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами


Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» расширяет сферу применения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Для справки: Личный кабинет налогоплательщика был введен в Налоговый кодекс РФ федеральным законом от 5 ноября 2014 № 347- ФЗ (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2014/11/blog-post_69.html  ).
В статье 11.2. уточнен порядок работы физических лиц через личный кабинет налогоплательщика. Если ранее требовалось направить уведомление о начале работы в налоговый орган, то  теперь работать можно  сразу же после получения доступа к кабинету.
Налоговый кодекс РФ

Статья 11.2. Личный кабинет налогоплательщика    

2.  … Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если налогоплательщик хочет получить документы на бумажном носителе, ему нужно направить в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости их получения.

В статье 23 «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)» более четко регламентирован порядок установления электронного канала связи с налоговыми органами.

В настоящее время налогоплательщики, предоставляющие электронные налоговые декларации, должны обеспечить получение документов из инспекции через оператора электронного документооборота. С 1 июля 2016 года на установление взаимодействия организации отводится 10 рабочих дней после возникновения обязанности.

Эта обязанность считается исполненной при наличии у организации или у уполномоченного представителя организации договора с оператором на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного) с налоговым органом, а также квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.

В случае неисполнения налогоплательщиком-организацией обязанности по обеспечению получения документов в электронной форме через оператора электронного документооборота, в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта нарушения могут быть приостановлены операции по организации счетам в банках, а также переводы электронных денежных средств (ст.76).

Налоговые органы продолжили свое наступление на документы на бумажных носителях. В статье 88 «Камеральная налоговая проверка» (п.3.1) уточнено, что если налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, то при проведении камеральной налоговой проверки пояснения по ней должны также представляться в электронной форме. Пояснения на бумажном носителе просто не будут считаться представленными. Данное требование вступает в силу с 1 января 2017 года.

Непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации будут наказываться штрафом в размере 5 тысяч рублей, а при повторном нарушении в течение календарного года - штрафом в размере 20 тысяч рублей (ч.1 статьи 129.1).

В статье 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки» сделано несколько важных уточнений, связанных с порядком передачи налоговым органам истребованных документов. «Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».

Мой комментарий: Вопрос о том, в каком виде представлять истребованные документы на бумажных носителях в налоговые органы, и как их заверять, постоянно вызывает споры (см. http://rusrim.blogspot.ru/2014/08/blog-post_90.html , http://rusrim.blogspot.ru/2015/11/blog-post_34.html ).

Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным Федеральной налоговой службой, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным ФНС, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Мой комментарий: До внесения этих изменений в Налоговый Кодекс, ФНС высказывала позицию о том, что представить в электронном виде можно только изначально-электронные документы, созданные в установленных форматах, а вот представить отсканированные бумажные документы было нельзя. Теперь же любые документы могут быть представлены в электронном виде (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2015/10/blog-post_43.html )

В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или его представителя.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=197422

1 комментарий: