среда, 11 мая 2016 г.

Все больше сведений исключается из режима «налоговой тайны»


В 1998 году в Налоговый Кодекс была введена статья 102 «Налоговая тайна», которая законодательно закрепила положения о организации защиты информации о налогоплательщике от бесконтрольного её получения лицами, не участвующими в мероприятиях налогового контроля.

В статье также были перечислены сведения, полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом, которые в состав налоговой тайны не включаются. Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» вновь расширил список таких сведений. Федеральный закон вступит в силу с 1 июня 2016 года.

Разработчики закона в пояснительной записке к законопроекту отметили, что «в последнее время к некоторой информации, поступающей в налоговые органы, одновременно может иметься открытый доступ в соответствии с другими законодательными актами в случае, когда эта же информация поступает в иные органы государственной власти».
Для справки: Законодательством в отношении отдельных категорий юридических лиц установлена публичность бухгалтерской отчетности, подразумевающая ее опубликование в средствах массовой информации, а также передачу территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность. Пенсионный фонд, ФОМС, ФСС России и их территориальные отделения, а также кредитные организации обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность.
В пояснительной записке отмечалось, что сведения о бухгалтерской отчетности компаний также представляются за плату информационной системой «Спарк» (см.: http://www.spark-interfax.ru/promo/ ), получающей данные из Федеральной службы государственной статистики. «В результате бухгалтерская отчетность организации, даже не подлежащая обязательному опубликованию, полученная органами государственной статистики формально имеет открытый доступ, и та же бухгалтерская отчетность, но уже полученная налоговыми органами, одновременно подпадает под строгий режим хранения и ограничения доступа к ней».

Разработчики законопроекта отметили, что новые положения дают «возможность налогоплательщику снять режим налоговой тайны со всех или с части имеющихся в распоряжении налогового органа сведений о нем как о налогоплательщике и сделать их общедоступными». Для этого он должен дать согласие, которое «представляется по выбору налогоплательщика в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов» (подпункт 1 п.1 ст.102 НК).

Не являются теперь налоговой тайной и сведения о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии (подпункт 3 п.1 ст.102 НК), а также следующие сведения:
Налоговый Кодекс РФ

Статья 102 «Налоговая тайна»

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения … сведений …

10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения … сведений …, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;

11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения … сведений …
Эти сведения, а также ряд других размещаются в форме открытых данных на официальном сайте Федеральное налоговой службы, за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну (п.1.1 ст.102).

Сроки и период размещения сведений, порядок их формирования и размещения утверждаются Федеральной налоговой службой.

Требования к размещению информации в формате открытых данных применяются:
  • К налоговым правонарушениям, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу после дня вступления в силу настоящего федерального закона, и мерам ответственности за их совершение;

  • К сведениям о числящихся за налогоплательщиком (плательщиком сбора) на день вступления в силу настоящего федерального закона, а также выявленных налоговым органом после его вступления в силу суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

  • К сведениям о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиком, и об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков (данные сведения будут раскрыты с 1 января 2016 года).
По мнению разработчиков закона, обеспечение открытости информации «повысит прозрачность экономики, а также предоставит хозяйствующим субъектам реальную возможность проверять добросовестность контрагентов», «дадут возможность налогоплательщикам получать необходимую информацию об организациях-контрагентах и оценивать свои риски с целью дальнейшего заключения с ними гражданско-правовых и трудовых договоров».

Мой комментарий: Постоянное расширение законодательных требований к объемам раскрываемой коммерческими организациями информации – общемировое явление и Россия, в данном случае, следует в русле общемировых тенденций.

Отмечу также еще один важный момент - на этот раз налоговые органы не стали устанавливать требования к раскрытию информации налогоплательщиками. Налоговый орган будет это делать самостоятельно на своем официальном сайте.

Источник: Консультант Плюс / сайт Государственной Думы
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=197411
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&086B01B61147129743257EEA003316BF

1 комментарий: