воскресенье, 9 августа 2015 г.

Судебная практика: Несанкционированное списание денежных средств с банковской карты


Кража денег с банковских карт – одно из самых массовых преступлений. Пострадавшие граждане в первую очередь предъявляют претензии к банкам, но, как правило, суды не находит вины банка в несанкционированном списании денежных средств.

Так же закончилось и рассмотрение судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда в марте 2014 года дела № 33-5133, при этом всем участникам спора изначально было ясно, что владелец карты физически не мог списывать средства за границей и одновременно звонить в банк из Москвы…

Суть спора

В 2011 году тремя СМС-сообщениями банк известил гражданку о снятии наличных денежных средств в фунтах стерлингах c её банковской карты.  В это время она находилась на рабочем месте в Москве, и за пределами РФ не могла находиться, поскольку срок действия её загранпаспорта истёк. Гражданка по телефону сообщила в банк о несанкционированном снятии денежных средств с карты, при этом банковская карта находилась у нее в руках. Банк не предпринял никаких мер по своевременному блокированию карты, что свидетельствует о недостаточно ответственном отношении банка к своей деятельности и к обеспечению сохранности денежных средств, размещенных на счете.

Гражданка утверждала, что не может быть причастна к краже денег с ее кредитной карты, так как не имеет родственников, друзей и знакомых в Лондоне. В банк она звонила в момент получения СМС-сообщений о снятии денежных средств и сообщила, что карта находится при ней, указала, что она не нарушала условий предоставления и обслуживания карт, то есть не предоставляла карту третьим лицам, всегда ответственно, добросовестно и грамотно обращалась с кредитной картой, никому ее не передавала и не сообщала ПИН-код.

По мнению гражданки, банк безответственно отнесся к заявлению о краже денежных средств, расследование не было проведено, отказ банка компенсировать украденную сумму является неправомерным, а условия предоставления и обслуживания карт противоречат действующему законодательству.

Гражданка обратилась в суд с иском к ЗАО «Банк Русский Стандарт» о признании незаконными операций по списанию с ее карточного счета денежных средств и всех начисленных на эту сумму процентов и штрафов, взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

Позиция Лефортовского районного суда города Москвы

Банк отметил, что выписки по счету клиента свидетельствуют, что в 2011 году были совершены операции с использованием карты - снятие наличных денежных средств в фунтах стерлингах по лондонскому времени.

Операции были совершены с использованием карты в устройстве с возможностью чтения магнитной полосы и ввода ПИН-кода, Данные карты были введены путем считывания и приема данных трека магнитной полосы карты, держатель карты проходил верификацию, введя ПИН-код. ПИН-код был проверен в онлайн-режиме банком-эмитентом и оказался правильным. Вводился ПИН-код без подбора. Идентификация клиента была проведена банком по каждой операции.

Общество ОАО «МТС» подтвердило, что SIM-карта принадлежит гражданке. Сообщить точные сведения о месте нахождения абонента в определенный период времени общество МТС не смогло, т.к. детализация соединений абонента содержит сведения о месте расположения базовых станций, через которые происходили соединения абонентского номера в определенный промежуток времени. В запрашиваемый период (с 10 час. 00 мин. по 13 час. 00 мин.) соединения производились через базовую станцию, расположенную в городе Москве.

Банк сообщил, что учет записей телефонных разговоров регламентирован «Порядком хранения, учета, инвентаризации и уничтожения DVD и BD-носителей с аудиофайлами записей разговоров», утвержденным директором департамента информационных технологий. Был зафиксирован звонок клиента в Информационную Систему Банка. Сбоев телефонной связи во время разговора не обнаружено. Запись была сделана сотрудником Справочно-информационного центра банка. Данная звуковая запись длительностью 6 мин. 10 сек. производилась в условиях цифровой записи сигналов, поступивших в справочно-информационный центр банка по каналам телефонной связи. Обращение в банк по телефону после получения СМС-сообщений о произведении трех списаний, гражданка не отрицала, блокирования карты не требовала.

Нарушений банком условий заключенного сторонами договора, выполнения услуги ненадлежащего качества в ходе разбирательства по делу судом не было установлено. Операции по списанию денежных средств были выполнены банком в соответствии с Условиями предоставления и обслуживания карт банком «Русский Стандарт», которые не противоречат требованиям закона. Оснований для возврата денежных средств на счет гражданки судом не выявлено.

Лефортовский районный суд г. Москвы в декабре 2013 года отказал в удовлетворении иска гражданки к ЗАО «Банк Русский Стандарт» о признании незаконным списания денежных средств и о компенсации морального вреда.

Позиция Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда

Судебная коллегия не приняла ссылку гражданки на положения п.15 ст.9 федерального закона №161-ФЗ от 27.06.2011 г. «О национальной платежной системе», т.к. изменения в закон вступили в законную силу 1 января 2014 года, т.е. после проведения спорных транзакций. Акты гражданского состояния не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Судебная коллегия оставила без изменения решение Лефортовского районного суда г. Москвы, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=857655

Комментариев нет:

Отправить комментарий