среда, 26 августа 2015 г.

Индия: Премия Ленина вручена выдающемуся индийскому кино-архивисту Парамешу Кришнану Наиру


Статья К.Р.Манигандана (K R Manigandan) была опубликована17 августа 2015 года на сайте газеты «The New Indian Express».

Ченнаи (бывш.Мадрас): Видный киноархивист и ученый Парамеш Кришнан Наир, который считают индийским Анри Ланглуа (Henri Langlois – 1914-1977, французский киноархивист, пионер в деле обеспечения сохранности произведений киноискусства – Н.Х.), был удостоен премии Ленина 2015 года за его похвальную работу в области сохранения кинофильмов.

Парамешу Кришнану Наиру вручается премия Ленина за его работу по обеспечению долговременной сохранности кинофильмов

Заслугой архивиста, которого друзья ласково называют «Пи-Кей Наир», является спасение и обеспечение долговременной сохранности собственными силами за время его карьеры более 12 тысяч фильмов, из которых 8 тысяч – индийские.

Наир во многом способствовал созданию Национального киноархива Индии (National Film Archive of India) и через год после его основания был назначен помощником его руководителя. С тех пор и до ухода на пенсию Наир неустанно работал над сохранением возможно большего числа кинофильмов.

Вручая ему награду на торжественной церемонии, организованной киностудией «Тамил» (Tamil Studio), известный режиссер Говинд Нихалани (Govind Nihalani) отдал дань заслугам архивиста. Тем не менее, в центре внимания оказался не он, а актер, режиссер и сценарист Юи Сету (Yuhi Sethu), сам специалист по консервации киноматериалов, рассказавший по данному поводу ряд интереснейших вещей.

«Я тоже работаю над обеспечением сохранности фильмов. Я приобрел авторские права где-то на 110 фильмов, консервацией которых я занимаюсь. Я работаю над сохранением трёх главных работ режиссера М.С.Суббулакшми (МС Subbulakshmi) – «Меера» (Meera), Шакунталай (Shakuntalai) и Савитри (Savitri). Я занимаюсь консервацией, среди многих других, фильма «Харидас» (Haridas), выпущенного в 1944 году. К сожалению, мы утратили фильмы, снятые много лет спустя. Ветеран актерского цеха Камаль Хасан (Kamal Haasan) однажды спросил меня, есть у меня что-нибудь из его старых фильмов. Негативы его блокбастера «Девар Маган» (Devar Magan) безвозвратно потеряны. То же самое касается фильма Мани Ратнама (Mani Ratnam) в «Фалапати» (Thalapathi). Большинство цветных кинофильмов навсегда ушли в небытие.»

«Не хочу называть имя кинолаборатории, которая в один прекрасный день вызвала режиссеров и сказала им: «Мы собираемся эту лабораторию снести, поэтому, пожалуйста, заберите свои негативы». Даже через шесть месяцев никто не пришел, чтобы забрать отпечатанные копии. В итоге лаборатория вырыла огромную яму и похоронили в ней пленки более 450 фильмов. Вряд ли они знали, что французский киноархив Cinémathèque Française (музей киноискусства, возникший в результате усилий Анри Ланглуа – Н.Х.) купил бы эти плёнки и сохранил бы их.»

«Почему Наира сравнивают именно с французским архивистом Анри Ланглуа, а не с британским киноархивистом Эрнестом Линдгреном (Ernest Lindgren)? Потому, что Эрнест Линдгрен сохранил бы фильмы, исходя из научных, не культурных соображений. Анри Ланглуа, с другой стороны, считал, что каждый фильм – это классика, и что мы не имеем право судить фильмы. Любой снятый фильм ценен. Такой же точки зрения придерживается и Наир, и именно поэтому он сегодня здесь, и так высоко ценим сегодня его труд», - сказал Юи Сету.

Два других ветерана – журналист «Киноновостей» (Film News) Анандан (Anandan) и кинореставратор Тирунинравур Сантанакришнан (Thiruninravur Santhanakrishnan) - также удостоились почестей. В мероприятии принял участие ряд других лиц, включая карикатуриста Мадана (Madan) и редактора Б.Ленина (B.Lenin), именем которого названа премия.

К.Р.Манигандан  (K R Manigandan)

Источник: сайт газеты «The New Indian Express»
http://www.newindianexpress.com/cities/chennai/Lenin-Award-for-Archivist-PK-Nair/2015/08/17/article2977594.ece

Комментариев нет:

Отправить комментарий