среда, 15 июля 2015 г.

Установлены требования к представлению и использованию геологической информации


Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ужесточил требования к представлению пользователем недр геологической информации о недрах. Причины данного решения изложены в пояснительной записке к законопроекту.
Пояснительная записка к законопроекту «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Отсутствие в законодательстве Российской Федерации о недрах минимально установленного состава геологической информации о недрах, представляемой пользователем недр в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы, в зависимости от видов пользования недрами и видов полезных ископаемых, ведет к тому, что пользователи недр представляют информацию в указанные фонды выборочно, по своему усмотрению. Такая ситуация приводит к отсутствию в государственных органах полной информации о состоянии изученности недр на территории Российской Федерации и ее континентальном шельфе.
Теперь в лицензии на пользование недрами (ст.12) будут указаны сроки представления информации в федеральный фонд геологической информации и фонды субъектов РФ (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения).

Непредставления или нарушения сроков представления информации является основанием для прекращения права пользования недрами (ст.20).

Статья 27 «Геологическая информация о недрах» изложена в новой редакции и существенно расширена. Теперь под геологической информацией о недрах понимается информация, представленная на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях (в виде образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации):
  • О геологическом строении недр;

  • О находящихся в них полезных ископаемых (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах);

  • Об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного происхождения);

  • Данные наблюдений, полученные при осуществлении пользования недрами, при их охране, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ.
Геологическая информация о недрах подразделяется на:
  • Первичную геологическую информацию;

  • Интерпретированную геологическую информацию.
Под первичной геологической информацией понимается геофизическая, геохимическая и иная информация о недрах, полученная непосредственно в процессе осуществления пользования ими, а также видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, осуществляемых в соответствии с другими федеральными законами.

Под интерпретированной геологической информацией понимаются результаты обработки первичной геологической информации, включая геологические отчеты, карты, планы, эскизы.

Обладателем геологической информации о недрах признается лицо, которое самостоятельно за счет собственных средств ее получило либо приобрело на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к ней.

Российская Федерация является обладателем геологической информации о недрах, полученной ее пользователем за счет средств:
  • Составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР;

  • Республиканского бюджета РСФСР;

  • Федерального бюджета;

  • Государственного внебюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации,

  • Части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые были переданы пользователю недр,

  • Средств Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы.
От имени Российской Федерации правомочия обладателя геологической информации о недрах осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Обладателем геологической информации о недрах, полученной ее пользователем за счет:
  • Средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов  является соответствующий субъект Российской Федерации.

  • Собственных средств является соответствующий пользователь недр.
Первичная и интерпретированная геологическая информация, полученные пользователем недр, подлежат представлению в фонды геологической информации:
  • В федеральный фонд - по участкам федерального  значения.

  • В фонд субъекта РФ - по участок местного значения.
Федеральный орган управления государственным фондом недр определяет:
  • Перечни первичной и интерпретированной геологической информации; представляемых пользователем недр;

  • Требования к содержанию информации и форме ее представления;

  • Порядок представления информации в фонды.
Геологическая информация о недрах в случаях и в порядке, которые установлены другими федеральными законами, должна представляться и в другие органы государственной власти, а также организациям, находящимся в их ведении.

Со дня представления информации право собственности на материальный носитель, содержащий геологическую информацию о недрах, переходит к РФ или субъекту РФ (в зависимости от того, кому представлена информация – Н.Х.).

Мой комментарий: Данная формулировка, на мой взгляд, получилась какая-то невнятная. Возможно, хотели сказать, что информация представляется пользователями недр на съемных носителях, приобретение которых они должны оплатить, и которые они затем должны безвозмездно передать государственным органам.  Учитывая, что геологическая информация может быть объемной, а сами носители информации - достаточно дорогими, государство, похоже, подстраховалось на случай, если  какой-нибудь пользователь недр вдруг потребует за них денежную компенсацию :)

Пользователь недр, являющийся обладателем информации, имеет право определять условия ее использования, в том числе в коммерческих целях:
  • Первичной геологической информации - в течение трех лет с момента ее представления;

  • Интерпретированной геологической информации - в течение пяти лет с момента представления.
Мой комментарий: В общем, носитель сразу же становится собственность государства, а информация на нем – нет. Но главное здесь -  срок, в течение которого обладатель информации имеет право запретить к ней доступ. По истечении этих сроков информация, за исключением государственной тайны, становится общедоступной, и ей могут пользоваться все желающие.

В определенных законом случаях информация может использоваться органами государственной власти федерального и региональной уровня, организациями, находящимися в их ведении, без получения согласия пользователя недр.

По истечении установленных сроков Российская Федерация или субъект РФ приобретают права обладателя геологической информации о недрах. При этом пользователь недр имеет право использовать информацию, полученную им за счет собственных средств, любыми не запрещенными законодательством способами.

В случае если при реорганизации или ликвидации юридического лица, являющегося обладателем информации, которая не представлялась фонды, и права на которую не были переданы третьим лицам в установленном законодательством РФ порядке, подлежит передаче в федеральный фонд, а права обладателя в отношении этой  информации переходят к Российской Федерации.

Мой комментарий: Тем самым государство берет «под свое крыло» информацию, которая могла бы оказаться  бесхозной.

Пользователи недр, которые представили в фонды информацию, обязаны принять ее на временное хранение на безвозмездной основе по заявке органа управления государственным фондом.

Мой комментарий: Таким образом, всё отдается на откуп органам государственной власти, а мнение владельца информации никто спрашивать не станет. Учитывая, что срок хранения геологической информации достаточно длительный, а то и постоянный, законодатель одним росчерком пера возложил на пользователей недр серьезные затраты без какой-либо компенсации и «морковки» за эти усилия. Напомню, что до сих пор не разработаны нормативные и методические документы, описывающие, как следует правильно хранить электронные документы и информацию – пользователям недр придётся, видимо, действовать на свой страх и риск.

Использование геологической информации, отнесенной к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в порядке, установленном законодательством. Срок действия режима коммерческой тайны в отношении первичной и интерпретированной геологической информации о недрах не может превышать срок трех и четырех лет соответственно.

Закон предусматривает создание «Единого фонда геологической информации о недрах» (ст. 2.7), который  является федеральной государственной информационной системой, содержащей реестр первичной и интерпретированной информации, имеющихся в:
  • Федеральном фонде геологической информации и его территориальных фондах, фондах геологической информации субъектов РФ,

  • Органах государственной власти РФ,

  • Органах государственной власти субъектов РФ,

  • Организациях, находящихся в ведении указанных органов государственной власти,

  • Иных коммерческих организациях и некоммерческих организациях,
Реестр ведется на основании информации, предоставляемой ее обладателями. Формат внесения записей в реестр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Статья 27.2. определила особенности представления, хранения и использования образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах.

См. подробнее: Консультант Плюс // сайт Государственной Думы
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&6DE9CD265C189BB843257A4B003C9E63
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181855

4 комментария:

  1. Наталья, здравствуйте!
    Благодарю за ваши комментарии к № 205-ФЗ!
    У меня вызывает удивление непроработанность законов об информации дорогостоящих исследований.
    Можете подсказать:
    В каких законах/приказах можно узнать о сроке хранения геолого-геофизических данных (информации)?
    По логике это должно быть бессрочное хранение, но такого закона нигде не могу найти...
    Я геофизик геофизические исследования скважин (ГИС), в нашем основном РД 153-39.0-072-01 например указано, что после исследований и интерпретации данные ГИС должны быть предоставлены недропользователю в виде "Файла недропользователя" (описаны формы и состав). При этом ясно прописано, что в файл недропользователя в качестве "Первичной геологической информации" должны входить файлы регистраторов (зарегистрированные при исследовании на скважине в специальном формате регистрирующей системы). Указано, что это должны быть закрытые от редактирования банки данных с закрытым программным форматом. Однако наши недропользователи игнорируют эти требования и в свои базы данных требуют урезанную информацию.
    С уважением и надеждой на понимание!
    Алексей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алексей,

      Вопрос сложный… Вот что мне удалось найти:

      Первичная и интерпретированная информация собирается и накапливается в единой системе фондов геологической информации, а в цифровом виде - в федеральной государственной информационной системе "Единый фонд геологической информации о недрах" (далее - единый фонд геологической информации о недрах) (из распоряжения Правительства РФ от 22.12.2018 №2914-р "Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года", раздел X).

      Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.08.2018) "О недрах" предусматривает ведение Единого фонда геологической информации о недрах, см. ст. 27.1 и 27.2.

      Существует "Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый фонд геологической информации о недрах", утв. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2016 №48. К сожалению, вопрос о сроках хранения в нём явным образом не затронут. Однако кое-что можно найти в таких любопытных документах, как «Договор о сроках и условиях депозитарного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и использования указанных документов, находящихся в федеральной собственности» № 4/1-Д от 30.05.2007 между Росархивом и ФГУНПП «Росгеолфонд», http://archives.ru/documents/agreement_rosgeolfond.shtml

      При этом в нормативных актах установлены предельные сроки ведомственного хранения:

      Приказ Минприроды России от 11.11.2016 №587 "Об утверждении перечня геологической информации о недрах, представляемой пользователями недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации и передаваемой на временное хранение пользователям недр, порядка ее временного хранения пользователями недр"


      4. Передача на временное хранение пользователю недр геологической информации о недрах оформляется актом приема-передачи геологической информации о недрах на временное хранение (далее - акт приема-передачи), содержащим следующие сведения: ...

      - срок хранения геологической информации о недрах, который не может превышать установленный национальным или международным стандартом, а в случае отсутствия указанных стандартов - стандартом организации предельный срок, в течение которого материальные носители геологической информации о недрах сохраняют информативность, но не более 15 лет.

      Ряд конкретных сроков хранения геологической информации установлен Перечнями. Это:

      • Действующий и имеющий силу нормативного документа Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утв.Приказом Минкультуры России от 31.07.2007 №1182, ред. от 28.04.2011)

      • Иные типовые и ведомственные перечни, в том числе отменённые перечни советского периода – они до сих пор используются там, где ничего другого не появилось.

      Удалить
  2. Благодарю за ссылку на договор!

    По видимому мой вопрос ещё сложнее...

    Да, я видел это. Как я понял в приказе Минприроды России от 11.11.2016 №587 говорится о сроках хранения геологической информации у недропользователя предоставленной ему недропользователю государственным геолфондом по его недропользователя запросу. Для этой ситуации государство ограничило срок пользования государственной геологической информацией не более 15 лет.
    А в договоре между Росархивом и Росгеолфондом № 4/1-Д говорится о сроках хранения бумажных документов (карты, отчёты...) и ничего не говорится об электронных версиях этих же документов (как будь то сканировать карты невозможно).

    Мой вопрос был о том, в каком законе сказано сколько будет храниться цифровая информация по геолого-геофизическим исследованиям у самого государства, т.е. нужно понимать какова политика государства в отношении информации исследования принадлежащих ему недр?
    Например такая политика: сегодня мы исследовали это участок и считаем, что эти цифровые данные через 100 лет будут неактуальны (или дорого хранить), по этому они уничтожаются в обязательном порядке. А если кому в будущем надо, тот пусть тот снова исследует этот участок, но с нуля.
    Или такая политика: все данные об исследованиях недр не имеют срока давности, являются достоянием многонационального народа и должны быть переданы на бессрочное хранение в полном объёме в геолфонд, уничтожение данных об исследованиях недр является нарушением закона и влечёт административную/уголовную ответственность.

    Наш РД 153-39.0-072-01 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Минэнерго России от 7 мая 2001 г. № 134 на сайте Минэнерго ?не могу найти?... При этом только в нём ясно сказано о сроке и целях хранения именно первичной информации:

    6.7.1. Архивацию первичных материалов ГИС ведут с целью ПОСТОЯННОГО хранения ПЕРВИЧНОЙ информации о недрах и обеспечения возможности ее последующей переобработки с использованием новых методических и программных средств и извлечения дополнительной, ранее не полученной информации.

    Теперь о проблеме затронутой в вашей статье, а именно игнорирование/нарушению законодательства обеими сторонами при приёмке-передаче информации исследований на хранение. Здесь моё расследование выглядит следующим образом:

    Если РД 153-39.0-072-01 имеет статус закона (нормативно-правового акта), Минэнерго России имеет право на такое законотворчество:

    «ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    https://minenergo.gov.ru/node/234
    1. Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, …

    То учитывая цитату из РД 153-39.0-072-01 о сроках и целях хранения приведённую выше, и всё остальное из раздела
    6.7 Архивация первичных материалов
    , а также нормы обсуждаемого в настоящей статье закона № 205-ФЗ о передаче первичной и интерпретированной геологической информации государству. Получается, что недропользователи (наши заказчики) и органы геолфонда до сего дня нарушают законы РФ, как минимум с момента принятия № 205-ФЗ от 29 июня 2015 г., а как максимум с момента принятия РД 153-39.0-072-01.

    В нашем "геологическом" случае контролировать корректность приёмки/передачи в первую очередь должен

    «РОСПРИРОДНАДЗОР» «Федеральная служба по надзору в сфере природопользования»
    http://rpn.gov.ru

    ОтветитьУдалить
  3. Т.о, ситуация на местах указывает на то, что мы, наши заказчики и органы геолфонда нарушают законодательство РФ в части предоставления государству "Первичной геологической информации". Понятно, что такое наплевательское поведение недропользователей происходит с попустительства государственного регулятора (главного в иерархии). Такие недоработки со стороны государственных органов приводят к разгильдяйству на всех иерархиях ниже. При этом понятно, что количество разгильдяйства с каждым понижением уровня стремится только увеличиваться (все всегда пытаются ничего не делать но всё иметь). Можете представить как в условиях всестороннего разгильдяйства и попустительства можно что то реальное сделать, выполнить хоть какие-нибудь достоверные исследования и уверенную их интерпретацию?!
    Например, на нашем предприятии (исследовательский сервис у нефтяников) уже 25 лет как перешли на цифровые форматы регистрации, однако цифровую информацию так и хранили в открытых неполных форматах, при этом полевые исходники попросту уничтожались с формулировкой «это никому не нужно, т.к. это не нужно нашему ЗАКАЗЧИКУ». И только последние 4 года в результате боевых действий ведущихся «низами» с нашим руководством, предприятие начало хранить на серверах цифровые исходники и программы для их конвертации.

    Всё это написал вам как эксперту и человеку интересующемуся традиционными и электронными технологиями, вопросами управления документами и архивного дела, проблемами информационной безопасности, а также ролью всех этих дисциплин в проектах построения «электронного» и «открытого правительства».

    В результате такого расследования становится ясно «кто виноват и что делать». Однако прошу выразить на это вашу точку зрения и поправить меня, если чего недопонял.

    ОтветитьУдалить