вторник, 3 февраля 2015 г.

Библиотека ИНИОН: Начат подсчёт потерь и спасение уцелевших материалов


В понедельник 2 февраля 2014 года появились первые данные о масштабах потерь библиотеки Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН). Они содержатся в интервью, которые руководители института и библиотеки дали прессе.

В данном посте я собрала информацию о состоянии справочно-информационных и электронных ресурсов библиотеки. В своих интервью руководители выделили четыре вопроса: каталоги библиотеки, базы данных, оцифрованные библиотечные материалы и документы по личному составу.

Каталоги. О том, что при пожаре не пострадал библиотечный каталог и что с ним можно будет работать, сообщил агентству ТАСС заместитель директора Московского государственного библиотечного центра (МГБЦ) Борис Куприянов.

«Пятнадцать процентов фонда уже не существует, а что стало с остальными книгами - пока непонятно. Это может быть совершенно фатальная потеря. У нас в 1988 году горела библиотека Академии наук в Ленинграде, и до сих пор две трети фонда не отреставрированы, лежат в замороженном состоянии. Если книги пострадали от воды, то это тоже страшно. От влажности развивается грибок, который уничтожает книгу. После пожара в ленинградской библиотеке книги раздавались гражданам, и они их сушили дома, настолько большой был объем, и службы не могли с этим справиться», - рассказал Куприянов.

Информацию о том, что каталог библиотеки ИНИОН сохранился, подтвердил директор института Юрий Пивоваров на совместной пресс-конференции с руководителями РАН и Федерального агентства научных организаций (ФАНО).

Мой комментарий: Информация Б.Куприянова о судьбе «замороженной» ленинградской библиотеки Академии наук наводит на печальные размышления. Сейчас эта история может повториться, поскольку реставрация намокших книг и документов – удовольствие дорогое и длительное. Возможно, имеет смысл решать проблему комплексно – восстанавливать сразу две библиотечные коллекции?

Фотографии, предоставленные пресс-службой ГУ МЧС по Москве, подтверждают, что огонь, действительно, до каталогов не добрался - однако он, скорее всего, был частично залит водой.

Каталог ИНИОН. Фото пресс-службы ГУ МЧС по Москве

Базы данных. Заместитель директора института Владимир Герасимов сообщил, что в восстановлении нуждаются, в частности, уникальные базы данных (о каких базах данных идет речь, он не уточнил).

По словам директора института Юрия Пивоварова, огромные базы данных, которые велись специалистами института с 1980-х годов, можно восстановить: есть компакт-диски.  В интервью «Лента.ру» он подчеркнул: «Многое хранится на компакт-дисках, и их наверняка можно использовать.»

Мой комментарий: Слово «многое» говорит о том, что, возможно, не все базы данных были зарезервированы и возможны потери.

Оцифрованные библиотечные материалы. Директор ИНИОН на пресс-конференции высказал надежду на то, что сервер с оцифрованными материалами, возможно, тоже сохранился. В интервью «Лента.ру» он сообщил: «Что касается самого сервера с оцифрованными материалами библиотеки, то о нем пока трудно что-либо сказать, но есть предположение, что он сохранился. Этот этаж был частично залит водой, но есть целый ряд технологических причин, которые позволяют нам надеяться на лучшее.»

Руководители института сообщили прессе, что оцифровка фондов в библиотеке велась, но не очень активно. По словам Герасимова, была в основном оцифрована литература, издававшаяся специалистами института, и «масштабы работы по оцифровке были не очень большими».

Газета «Коммерсантъ» сообщила, что в ИНИОНе было оцифровано лишь 7 тыс. книг из 14,5 млн. Заместитель директора по информационным технологиям Марк Шнайдерман рассказал, что сканирование «значимых для РАН документов» длилось последние семь лет в рамках программы «Научное наследие России». Ежегодно ИНИОНу удавалось отсканировать около тысячи книг - только российских авторов. По словам Шнайдермана, оцифрованные документы не пропали, поскольку их электронные копии хранились на сервере «Научного наследия России».

Восстановление книг. Руководитель ФАНО Михаил Котюков на брифинге сообщил, что в настоящее время подобрано несколько площадок, на которых могут быть размещены фонды библиотеки. 3 февраля руководители должны были выехать на места и осмотреть эти площадки.

По словам Котюкова, мест может быть выбрано несколько, в зависимости от состояния книг: где-то можно размещать не пострадавшие книги, а в другом месте будут размещаться книги, которые нужно сушить. Котюков также сообщил о создании экспертного совета, который определит способы восстановления книг.

Вопроса спасения книг коснулся в своем интервью «Лента.ру» и директор ИНИОН Юрий Пивоваров. Отвечая на вопрос издания о том «Как вы будете все это сушить?», он сообщил: «Мы сейчас изучаем существующие методики, консультируемся со специалистами, ищем оптимальный способ.», отметив, что «мы сейчас вместе с ФАНО работаем с людьми, которые имеют опыт по устранению последствий таких вот происшествий».

Мой комментарий: Вообще-то изучать опыт спасения документов желательно до того, как «гром грянет». Дело в том, что через 24- 48 часов после намокания на бумаге развиваются плесень и грибок, с которыми бороться гораздо труднее и которые даже могут создать угрозу для здоровья обрабатывающих документы людей. По этой причине учреждениям, хранящим культурно-историческое наследие, следует иметь наготове план действий на случай чрезвычайных ситуаций, а также контактную информацию специализированных поставщиков услуг.

Документы по личному составу. Первый заместитель директора ИНИОН по науке Юрий Чёрный сообщил журналистам НТВ о том, что сгорел отдел кадров института и часть кадровой документации погибла. Он отметил, что «мы сделаем все возможное для того, чтобы интересы наших сотрудников были соблюдены».

Источники: ТАСС / lenta.ru / газета «Коммерсантъ» / НТВ.Ru
http://tass.ru/nauka/1738612 
http://tass.ru/obschestvo/1739777
http://lenta.ru/news/2015/02/03/inion/
http://lenta.ru/articles/2015/02/03/pivovarov/
http://www.kommersant.ru/doc/2659521 

Комментариев нет:

Отправить комментарий