понедельник, 2 февраля 2015 г.

Пожар в библиотеке Института научной информации по общественным наукам РАН


Огонь всегда завораживает – на него можно смотреть часами. Невозможно, однако, без душевной боли смотреть как гибнет одна из крупнейших российских библиотек. Пожар тушили 25 часов, к борьбе с огнем были привлечены более 200 сотрудников МЧС


Фото: Владимир Астапкович/РИА «Новости»

В ближайшее время размеры потерь будут уточнены (скорее всего, в сторону увеличения), а пока что, по заявлениям официальных лиц, это 15-20% библиотечного фонда, который насчитывал 14 миллионов томов.

Хочется надеяться, что эта вполне ожидаемая трагедия заставит облеченных властью и распоряжающихся деньгами людей задуматься, наконец, об обеспечении сохранности нашего культурного наследия, хранящегося в библиотеках, музеях и архивах; и что дело не сведётся к поиску виновных и наказанию «стрелочников».

Пожарная безопасность учреждений культуры

Надлежащее обеспечение пожарной безопасности требует денег, а обеспечение её на современном уровне – больших денег. Которых нет.

Фото: Геннадий Черкасов

Заместитель начальника Главного управления МЧС РФ по Москве Александр Гаврилов сообщил: «В 2013 году была плановая проверка непосредственно данного объекта, были вручены предписания, а также были обнаружены нарушения требований пожарной безопасности в части пропитки негорючими веществами стеллажей, ковровых дорожек, что, на наш взгляд, тоже послужило причиной быстрого распространения огня непосредственно по всем этажам. Кроме того, воздуховоды были не оборудованы клапанами, поэтому пожар развивался также по воздуховодам».

При этом в прессе сообщается, что «противопожарная сигнализация находилась в исправном состоянии и сработала штатно». По словам Гаврилова «Водой был запитан внутренний водопровод, удалось сразу же подать стволы на основном направлении. Основное книгохранилище осталось сухим, есть лишь небольшие протечки, они удалены насосами. Книги выносятся в безопасную зону.» По мнению МЧС, во многом благодаря тому, что в здании были в наличии исправные пожарные краны, библиотеку удалось спасти.

Анализ практики правоприменения статьи КоАП 13.20 об ответственности за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов показывает, что при проведении проверок архивов практически всегда выявляются нарушения правил пожарной безопасности (см., например, http://rusrim.blogspot.ru/2014/01/blog-post_10.html ). Государственные архивы также в числе нарушителей (см. http://rusrim.blogspot.ru/2013/09/blog-post_11.html ).

По роду своей работы мне приходится бывать во многих книго- и архивохранилищах. Не нужно быть сотрудником МЧС, чтобы понимать, насколько в этом отношении всё плохо. Нет элементарного – спринклерных систем, даже огнетушителей. Очень редко мне доводилось видеть хранилища, оборудованные современными системами обнаружения признаков пожара, сигнализации и тушения – в основном это были коммерческие организации, для которых сохранность документов является вопросом выживания.

То, что значительная часть фонда библиотеки не сгорела дотла – уже хорошо, но это не повод расслабляться. В отсутствие срочных мер в течение первых 24-48 часов намокшие книги могут быть поражены плесенью и погибнуть столь же гарантированно, как если бы их пустили на растопку. Хочется верить, что сотрудники библиотеки слышали о современных технологиях спасения документов (например, о вакуумной сушке), и догадаются заморозить серьёзно намокшие материалы. Кроме того, нужно искать большие деньги на реставрационно-восстановительные работы – многие десятки миллионов рублей.

Косвенно наличие проблем подтверждают слова заместителя директора библиотеки ИНИОН Виктора Глухова:
«Сгорел третий этаж здания, но цоколь, где хранились книги, — остался. Нас водили туда после пожара. Здание построено так, что оно должно было бы выдержать прямое попадание бомбы. Так что хранилище книг цело. Я не увидел следов огня. Правда, есть вода на полу, и я думаю, что она залила часть рукописей. В библиотеке хранилось около десяти миллионов книг. Самые древние — шестнадцатый век. У нас была часть готской библиотеки и книги, привезенные после войны из Германии. Но я не думаю, что сейчас это столь же ценно, как когда–то было. Но на всякий случай мы около здания установили охрану. Все книги у нас под номерами, и, чтобы найти что–то, нужно смотреть каталоги. Надеюсь, что каталоги не сгорели, иначе мы не найдем ничего
В.Глухов назвал две проблемы, которые придется решать быстро:
  • Сушка промокших книг;

  • Восстановление научно-справочного аппарата.
Если научно-справочный аппарат и учет фондов в библиотеке велись только на бумажных носителях и если эти материалы утрачены, то библиотека не сможет даже точно определить объём и тяжесть потерь :(

Информационные технологии в библиотеке, похоже, использовались слабо. Директор ИНИОН Юрий Пивоваров, отвечая на вопрос о том, были ли оцифрованы фонды, сообщил: «Почти нет. Потому что на это не выделялись деньги. Но большая часть книг иностранные, оцифрованы за рубежом. Но уникальность библиотеки в том, что ею пользовались все гуманитарные ученые в России».

Сейчас решается дальнейшая судьба библиотеки. Директор ИНИОН сообщил, что институт не предполагает вывозить фонды из уцелевших помещений здания, «ибо это очень дорого». «Но если академия обещает помочь, то мы будет рады», — добавил он.

Руководство Академии наук и института собирается просить помощи у Президента и Правительства. Как сообщил Юрий Пивоваров, «Было совещание, приезжал президент Академии наук Фортов. В понедельник будем обращаться к президенту, правительству. Эти вопросы может решить либо Президент, либо Премьер. Этот тот уровень. Не Собянин. Потому что это федеральная земля и федеральная собственность».

Мой комментарий: Академики явно отучились шевелиться. За помощью нужно было обращаться немедленно, ещё до завершения тушения пожара, а не дожидаясь понедельника. Возможно, пора подумать о смене руководства на более молодое и шустрое, и главное – с головой. Глупо не просить о помощи Собянина и московских коллег по профессии. Глупо не обратиться за помощью ко всем, кто может и хочет её оказать – вплоть до владельцев хладокомбинатов.

Я уже неоднократно говорила о том, что только парочка крупных архивных катастроф может заставить высшее руководство страны осознать, что сохранность документов и культурно-исторического наследия не менее важна для страны, чем атомные подводные ракетоносцы. Хотелось бы, чтобы данного трагического случая оказалось достаточно для того, чтобы приступить к исправлению ситуации.

Источники: НТВ.Ru / gazeta.ru
http://www.ntv.ru/novosti/1297541/#ixzz3QU3iJuRm
http://www.gazeta.ru/science/news/2015/01/31/n_6878701.shtml
http://www.gazeta.ru/science/news/2015/02/01/n_6879985.shtml 

8 комментариев:

  1. Комментарий "Анонимного" был удален за использование некорректной лексики.

    ОтветитьУдалить
  2. Надо было оцифровывать всё быстрее, тогда бы сохранилось. Руководство виновато, не видит дальше собственного носа ну и безучастное отношение ко всему. Пожар произошёл и только теперь они наверняка задумались.

    ОтветитьУдалить
  3. Сейчас, как мне кажется, нужно сделать все, чтобы спасти намокшие документы и книги. В настоявшее время наиболее эффективным способом спасения повреждённых водой материалов является их замораживание и последующая сублимационная сушка. О том, как этот метод применяется в мире см. посты:

    - «Завершена сушка части документов Кёльнского архива»,
    http://rusrim.blogspot.ru/2010/01/blog-post_19.html

    - «Германия: Спасение документов Кельского архива методом вакуумной сушки»,
    http://rusrim.blogspot.ru/2011/07/blog-post_4707.html

    - «Федеральный архив Германии помогает спасать документы Кельнского городского архива», http://rusrim.blogspot.ru/2009/12/blog-post_10.html

    - «Франция: Архивные документы в морозильнике»,
    http://rusrim.blogspot.ru/2010/03/blog-post_21.html

    - «Замораживание помогло спасти поврежденные водой документы», http://rusrim.blogspot.ru/2010/08/blog-post_31.html

    ОтветитьУдалить
  4. Оцифровать мало, надо еще где-то хранить, обслуживать цифровой архив. Да и дата-центр должен быть территориально в другом месте как раз от подобных техногенных и стихийных бедствий.

    ОтветитьУдалить
  5. Опыт зарубежных коллег показывает, что для надлежащего обеспечения сохранности документов необходимо, как минимум, двойное резервирование информации и ключевой инфраструктуры, так что и дата-центров должно быть два, и желательно в разных частях страны (при этом не обязательно содержать два собственных дата-центра; роль резервного может по взаимной договоренности выполнять дата-центр другой организации).

    ОтветитьУдалить
  6. Это да. Больше копий - лучше. Еще можно было бы передавать материалы общественного достояния в открытый доступ. Тогда бы материал расползся по сети, торентам и стал практически неубиваем. )
    Но нет, не себе ни людям.
    http://geektimes.ru/post/192146/

    ps. У вас интересный блог. Не хватает только колонки "Комментарии" где-нибудь над облаком тегов, отслеживать ответы в темах.

    ОтветитьУдалить
  7. Предложение насчет комментариев интересное. Посмотрю, поддерживает ли это система Blogger :)

    ОтветитьУдалить
  8. Огнезащита воздуховодов сделана была?

    ОтветитьУдалить