четверг, 28 августа 2014 г.

Ежегодная встреча членов Общества американских архивистов: Посредничество, этика и информация, часть 1


Данную заметку американский архивист Бонни Ведл (Bonnie Weddle – на фото) опубликовала 14 августа 2014 года на своём блоге l'Archivista.

Ежегодное совместное заседание Совета руководителей архивных служб штатов и территорий (Council of State Archivists, CoSA), Национальной ассоциации специалистов по управлению государственными архивами и документами (National Association of Government Archivists and Records Administrators, NAGARA) и Общества американских архивистов (Society of American Archivists, SAA) началась утром 14 августа 2014 года. Почти 2300 архивистов, специалистов по управлению документами и представителей смежных профессий заполнили исполинский комплекс Мариотт Уордман-парк отеля в Вашингтоне, где погода была не по сезону замечательно прохладной.

Мне, к сожалению, немного нездоровилось, часть дня я провел в постели и не в полной мере присутствовала на тех мероприятиях, которые посетила. Я поэтому не без колебаний предлагаю читателям приведенный ниже обзор сессии 201 «Струйка становится наводнением: Посредничество, этика, и информация», в ходе которой были рассмотрены вопросы, связанные с секретностью, властью, этикой и нормативным регулированием коммуникационных систем в свете недавних случаев раскрытия секретной информации сайтом WikiLeaks, Челси (Брэдли) Мэннингом (Chelsea (Bradley) Manning – недавно Бэдли Меннинг сменил пол и имя – Н.Х.) и Эдвардом Сноуденом (Edward Snowden), а также возбуждения уголовного дела и последующего самоубийства активиста Аарона Шварца 9 Aaron Swartz). Эта сессия дала немало поводов для размышления.


Гибискусы в цвету около Мариотт Уордман-парк отеля, Вашингтон, 14 августа 2014 года

Гилель Арнольд (Hillel Arnold) из Архивного центра Рокфеллера (Rockefeller Archive Center) начал свой доклад с замечания о том, что мы окружены коммуникационными системами, которые в основном невидимы, и что еще труднее понять связанное с этими системами законодательно-нормативное регулирование. Архивисты, как правило, хорошо умеют понимать то, что невидимо глазу: мы знаем, что организационные структуры очень сильно влияют на создание и содержание документов; мы понимаем, что документированная история преимущественно отражает воззрения одних людей и замалчивает или отбрасывает мнения других; и мы обращаем внимание как на доказательную, так и на информационную ценность документов. В электронную эпоху, однако, законы и нормативные акты определяют, какие из материалов оставляются нам для работы с ними, и не понимая этого, невозможно будет объяснить молчание по определенным вопросам или собрать необходимую контекстуальную информацию.

Законодательно-нормативное регулирование основывается на идее о том, что общее благо оправдывает некоторые ограничения свободы. Однако некоторые влиятельные действующие лица способны использовать такое регулирование для удушения конкуренции, наведения жесткой дисциплины или иным образом действовать способами, которые не идут на пользу обществу. Регулирование может принимать различные формы. Внешнее регулирование может быть закреплено в законодательстве, политиках или технологиях (примером может служить зажимание полосы пропускания), а саморегулирование может проявляться в социальных нормах или в ожиданиях пользователей. Арнольд исследовал вопрос о том, как характеристики коммуникационных систем могут служить «маркерами власти» (markers of power). Архивисты, изучающие роль этих систем в формировании архивных документов, должны быть внимательны к следующим факторам:
  • Поток. Анализ потока включает оценку направленности (односторонний, двусторонний, многосторонний), объема и скорости, с которой информация передается через систему. Радиотрансляции служат наглядным примером роли законодательно-нормативного регулирования в формировании потока. С самого начала радио рассматривалось как мощное средство массовой информации, и Закон о радио 1927 года (Radio Act of 1927) регламентировал поток информации посредством лицензирования, ограничения потребляемой мощности и создания контрольного органа, который впоследствии стал Федеральной комиссией по связи (Federal Communications Commission, FCC).

  • Структура. Анализ структуры предполагает изучение механизмов доставки (иерархических либо географически и/или технологически распределенных) и стандартов (структуры, контента и протоколов). Почтовая служба Соединенных Штатов подчеркивает роль структуры в формировании системы связи. Более низкие цены на пересылку публикаций способствовали широкому распространению газет, а действующие в течение длительного времени стандарты защиты неприкосновенности частной жизни в отношении личной переписки повлияли на ожидания пользователей. В то же время правила Почтовой службы запрещают пересылку огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и ряда других материалов, и законы Комстока (Comstock – введены в 1873 году, названы по имени предложившего их американского политика и руководителя Почтовой службы Энтони Комстока – Н.Х.) на протяжении десятилетий запрещали пересылку по почте материалов, признанных порнографическими.

  • Товар (Commodity). Имеется в виду анализ центров производства товаров и услуг массового потребления, проводимый после выявления имеющих ценность вещей. Архивисты привыкли обращать основное внимание на информацию, но нам следует понимать, что сама сеть или взаимоотношения между пользователями коммуникационной системы (например, друзья в Facebook) могут также иметь ценность. Система проводной телефонной связи является примером роли товара в формировании системы: компания «Ма Белл» взимала плату за обслуживание и стремились, с замечательным успехом, к тому, чтобы создать и поддерживать естественную монополию.
(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.ru/2014/08/2.html )

Бонни Ведл (Bonnie Weddle)

Источник: блог l'Archivista
http://larchivista.blogspot.ru/2014/08/saa-2014-agency-ethics-and-information.html

1 комментарий: