вторник, 3 июня 2014 г.

Рабочее совещание в Государственной Думе по вопросам законодательного обеспечения электронного документооборота


2 июня 2013 года Комитет государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству провел рабочее совещание, целью которого, по задумке его организаторов, было «обоснование актуальности (необходимости) законодательного обеспечения обмена электронными документами, имеющую юридическую силу, включая вопросы безопасности». В его работе приняли участие 37 человек, включая представителей экспертного сообщества и основных ведомств-регуляторов.

Совещание прошло очень интересно, поскольку все участники откровенно говорили о «серых» зонах и проблемных вопросах действующего законодательства в области использования электронных документов, мешающих им более эффективно использовать электронные документы в государственном управлении и в деловой деятельности.


Расскажу о нескольких выступлениях, которые мне показались наиболее интересными. Так, директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Черемисов назвал несколько вопросов, которые создают проблемы его ведомству и системе государственных закупок:
  • Письменная и электронная форма документа: В законодательство включаются положения, которые могут трактоваться неоднозначно в отношении вопроса о том, является ли электронный документ письменной формой документа;

  • Часть нормативно-правовых актов до сих пор «не очищена» от бумажного наследия и содержат требования, исключающие использование электронных документов.  При этом Росфиннадзор при проведении проверок требует представлять ему государственные контракты на бумажном носителе даже в том случае, когда контракт был заключен в электронном виде. Был назван еще один документ, перевод которого в электронный вид, по мнению министерства, может существенно облегчить проведение государственных закупок – это банковские гарантии, которые пока что оформляются только на бумаге.

  • Серьезной проблемой становится вопрос трансграничного использования электронных документов, прежде всего в рамках Таможенного союза. Это в первую очередь связано с использованием электронных подписей и национальной криптографии.
По мнению заместителя Министра культуры Григория Ивлиева, необходимо определить виды электронных документов и для каждого из них разработать свою нормативную базу, регулирующую их использование в государственном управлении и деловой деятельности. В своём выступлении он также упомянул о том, что в ведомстве сейчас обсуждается вопрос об архивации российского сегмента интернета.

Заместитель руководителя Федерального архивного агентства Олег Наумов ещё раз подтвердил позицию своего ведомства о том, что документы постоянного срока хранения нужно создавать на бумажных носителях – это, по оценке Росархива, 10-15% от всего объёма создаваемых федеральными ведомствами документов.

Как всегда ярко выступал Андрей Петрович Курило. Он перечислил те «барьеры», которые мешают расширению сферы применения электронных документов на финансовых рынках. Среди них он назвал:
  • Разрывы в электронном документообороте сводят на нет его эффективность тогда, когда на определенном этапе требуется использовать документ на бумажном носителе. По мнению А.П.Курило, бумажные и электронные документы не должны пересекаться (Как мне кажется, это достаточно сложно реализовать на практике, так мы сейчас работаем в условиях использования смешанного документооборота. Да и никто в мире по такому пути не пошёл - Н.Х.);

  • В определение «электронного документа» не следует включать упоминание электронной подписи как обязательного реквизита (тем более, что этого не делалось даже в наших традиционных определениях – Н.Х.)

  • По поводу электронных подписей А.П. Курило отметил, что на самом деле электронная подпись – это инструмент обеспечения безопасности, используемый при передаче документов; а вот архивное хранение документов с электронными подписями практически невозможно, и необходимо для этого искать другие инструменты.

  • Системы электронного документооборота, используемые органами государственной власти, между собой плохо взаимодействуют.

Остальные коллеги выступали не менее содержательно. Минкомсвязи было представлено на мероприятии целым «десантом», и в своих выступлениях коллеги подробно рассказывали, что сейчас предпринимается министерством в области совершенствования законодательно-нормативной базы.

Большинство выступающих поддержали идею о том, чтобы вернутся к разработке отдельного закона «Об электронном документе / электронном документообороте», при одновременном постоянном совершенствовании уже действующих законодательных норм (Здесь я с коллегами не согласна. Пока что не прозвучало внятных предложений о том, что именно будет регулировать подобный закон. Вообще я считаю вредным напирать на «электронность» электронных документов, а не на их «документность», и фактически создавать отдельные правовые рамки для электронных и для бумажных документов – Н.Х.).

Подводя итоги встречи, один из ведущих совещания, первый заместитель начальника Центра безопасности связи ФСБ России Александр Сергеевич Кузьмин предложил:
  • На основе выступлений подготовить справку, в которой будут сформулированы вопросы, требующие, по мнению экспертов, законодательного регулирования, что позволит более конкретно продолжить их обсуждение;

  • Провести анализ существующей правовой базы, в том числе:

    • Посмотреть на законопроект об электронном документообороте, который несколько лет назад был внесен в Государственную Думы и оценить, по каким причинам он тогда «не пошел», а также возможность его использования и доработки;

    • Оценить совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуры документирования
Организаторы совещания планируют продолжить проведение встреч экспертов в таком формате. С удовольствием приму в них участие :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий