суббота, 8 марта 2014 г.

Судебная практика: Закон устанавливает единый порядок регистрации обращений граждан


Вопросы, связанные с порядком работы с обращениями граждан, постоянно становятся предметом рассмотрения в  Конституционном Суде РФ - как правило, в тех случаях, когда те или иные положения федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» начинают по различным причинам не устраивать отдельных граждан в конкретных жизненных ситуациях. Некоторые из них обращаются в Конституционный Суд, жалуясь на нарушения их конституционных прав.

Конституционный Суд РФ в апреле 2013 года рассмотрел вопрос о возможности принятия жалобы гражданки И.А.Чеботаревой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

Суть спора


Гражданка 21 ноября 2011 года почтой направила в Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана пакет документов для постановки ее на учет граждан, обладающих правом на бесплатное приобретение земельных участков. Обращение заявительницы поступило в Департамент и было зарегистрировано 23 ноября 2011 года, с этой же даты она была поставлена на учет.

Полагая, что датой постановки на учет должна быть дата отправки пакета документов по почте, гражданка обратилась в Департамент с заявлением об изменении даты постановки на учет, однако в этом ей было отказано. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, требование гражданки о признании данного отказа незаконным оставлено без удовлетворения.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка оспаривала конституционность части 2 статьи 8 федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которой письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, - поскольку, по мнению заявительницы, это позволяет органу местного самоуправления произвольно определять дату обращения гражданина в данный орган в том случае, когда документы направляются гражданином по почте.

Позиция Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд, изучив представленные гражданкой материалы, не нашел оснований для принятия её жалобы к рассмотрению.

По мнению суда, законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами РФ конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии и порядок рассмотрения обращений граждан.

Оспариваемая заявительницей часть 2 статьи 8 закона, связывая регистрацию обращения гражданина с моментом его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, устанавливает единый порядок регистрации для обращений, поданных гражданами лично и направляемых ими по почте. Действуя во взаимосвязи с частью 1 статьи 12 того же закона, согласно которой письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, данное законоположение выступает гарантией реализации гражданами права на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Следовательно, оспариваемое законоположение как само по себе, так и во взаимосвязи с иными положениями федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.

Разрешение же вопроса о том, с какой даты заявительница должна была быть поставлена на учет граждан, обладающих правом на бесплатное приобретение земельных участков (и, в том числе, на основании каких нормативных правовых актов должна определяться эта дата) не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Определением Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2013 года № 511-О было отказано в принятии к рассмотрению жалобы гражданки И.А.Чеботаревой на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»».

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=146532

Комментариев нет:

Отправить комментарий