вторник, 11 февраля 2014 г.

Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти: К чему готовиться?


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. № 93-р утверждена «Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти», положениями которой федеральным органам исполнительной власти рекомендовано руководствоваться при осуществлении своей деятельности.

Перед федеральными органами исполнительной власти ставятся следующие задачи:
  • Формирование моделей принятия решений и реализации государственных функций, основанных на активном участии гражданского общества в управлении государством;

  • Использование современных механизмов общественного контроля.
Концепция разработана в целях:
  • Повышения прозрачности и подотчетности государственного управления и удовлетворенности граждан качеством государственного управления;

  • Расширения возможностей непосредственного участия гражданского общества в процессах разработки и экспертизы решений, принимаемых федеральными органами исполнительной власти;

  • Качественного изменения уровня информационной открытости федеральных органов исполнительной власти;

  • Развития механизмов общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти.
Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также  подведомственные им федеральные службы и федеральные агентства внедряют механизмы (инструменты) открытости, предусмотренные Концепцией, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В концепции дана оценка действующим правовым нормам, которые, как в ней отмечено, «не обеспечивают в полной мере системного подхода к повышению открытости государственного управления»:
  • Значительная часть нормативных правовых актов, регулирующих вопросы открытости, посвящена преимущественно вопросам доступа к информации о деятельности органов государственной власти, или информационной открытости, что является лишь одним из элементов открытости системы государственного управления;

  • Правовые понятия, используемые в различных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы информационной открытости, зачастую противоречат друг другу, предлагая различные подходы к организации деятельности федерального органа исполнительной власти по обеспечению открытости;

  • Принятие несистематизированных правовых норм и требований к отдельным механизмам организации взаимодействия органов государственной власти с гражданами Российской Федерации и общественными объединениями приводит к фрагментарности регулирования в этой области и не позволяет в полной мере использовать инструменты общественного вовлечения и общественного контроля в целях повышения качества государственного управления;

  • Отсутствует нормативно закрепленная система оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти по повышению уровня открытости государством, гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом.
Для соблюдения принципов открытости федеральными органами исполнительной власти будут решаться следующие задачи:
  • Предоставление в понятной и доступной форме полной и достоверной информации о целях, задачах, планах деятельности ФОИВ на 2013 - 2018 годы и ходе их исполнения;

  • Обеспечение полноты, достоверности, объективности и своевременности предоставления информации о своей деятельности, подлежащей раскрытию в обязательном порядке в соответствии с требованиями законодательства РФ, предоставляемой по запросам граждан, общественных объединений и предпринимательского сообщества;

  • Совершенствование технологии предоставления и разъяснения информации путем расширения способов и форм ее получения разными пользователями и группами пользователей, обеспечивая при этом возможность выбора удобного формата, доступность, простоту, понятность и визуализацию предоставленной информации;

  • Повышение доступности открытых государственных данных для использования гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом, в том числе для повторного использования, обеспечение свободного доступа в Интернете к открытым данным, содержащимся в информационных системах ФОИВ, без каких-либо ограничений на их безопасное использование;

  • Совершенствование процессов публикации и инфраструктуру открытия данных, определение приоритетов их формирования и раскрытия с учетом их ценности для общества и затрат на открытие, в том числе на основе обратной связи с пользователями, выявление и распространение передового опыта раскрытия государственных данных, повышение качества опубликованных данных, перевод их в более удобные форматы, добавление описания (классификации) и интеграция (связывание) данных из разных наборов;

  • Внедрение процессов и инфраструктуры, в том числе электронных сервисов и услуг, для проведения публичных онлайн-консультаций с гражданами и организациями, а также осуществление онлайн-информирование, обслуживания и предоставления информации о деятельности ФОИВ, с одновременным упрощением способов взаимодействия с гражданским обществом;

  • Обеспечение объективности, непредвзятости и публичности процедур формирования общественных, экспертных и консультативных советов (комиссий, рабочих групп), создаваемых при ФОИВ, наделение их необходимыми полномочиями, учёт мнение этих советов при принятии решений;

  • Формирование и развитие действенных механизмов оперативного реагирования на обращения граждан РФ, общественных объединений и предпринимательского сообщества по существу поставленных в обращениях вопросов;

  • Совершенствование форм, методов и способов работы со средствами массовой информации, социальными сетями и форумами в Интернете.
К основным механизмам (инструментам) реализации принципов открытости отнесены:
  • Реализация принципа информационной открытости федерального органа исполнительной власти;

  • Обеспечение работы с открытыми данными;

  • Обеспечение понятности нормативно-правового регулирования, государственной политики и программ, разрабатываемых (реализуемых) федеральными органами исполнительной власти;

  • Принятие плана деятельности и ежегодной публичной декларации целей и задач федеральных органов исполнительной власти, их общественное обсуждение и экспертное сопровождение;

  • Формирование публичной отчетности федерального органа исполнительной власти;

  • Информирование о работе с обращениями граждан и организаций;

  • Организация работы с референтными группами;

  • Взаимодействие федерального органа исполнительной власти с общественным советом;

  • Организация работы пресс-службы федерального органа исполнительной власти;

  • Организация независимой антикоррупционной экспертизы и общественного мониторинга правоприменения.
Механизмы (инструменты) открытости внедряются федеральными органами исполнительной власти с учетом методических рекомендаций по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных 26 декабря 2013 г. Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства.

Для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию принципов открытости и выполнение задач по повышению уровня открытости федеральными органами исполнительной власти, будут утверждаться ведомственные планы реализации Концепции, в которых будут определяться основные направления в области повышения уровня открытости федеральных органов исполнительной власти, мероприятия, направленные на совершенствование механизмов (инструментов) открытости, конкретные целевые показатели эффективности их реализации, а также ответственные должностные лица. Ведомственные планы будут утверждаться руководителями федеральных органов исполнительной власти и размещаться на официальных сайтах в сети "Интернет".

Предполагается также создание системы мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти при реализации принципов открытости будет осуществляться Комиссией.

Мой комментарий: Несмотря на то, что распоряжением всего лишь «рекомендовано руководствоваться федеральным органам исполнительной власти при осуществлении своей деятельности», после разработки и утверждения ведомственного плана реализации Концепции включенные в него пункты придется исполнять. Осталось дождаться самих планов, чтобы оценить, насколько ФОИВ готовы к максимальной открытости (особенно в условиях, когда дополнительных ресурсов на это выделяться не будет).

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158273

Комментариев нет:

Отправить комментарий