четверг, 23 января 2014 г.

Андреа ди Майо: Восемь ключевых вопросов «цифрового правительства»


Данная статья ведущего аналитика компании Gartner Андреа ди Майо (Andrea Di Maio - на фото) была опубликована на блоге компании 15 января 2014 года.

Я достаточно долго ничего не писал в блоге, а ведь за последние нескольких месяцев многое произошло в подразделении компании Gartner, занимающимся исследованиями по вопросам государственного управления. Пожалуй, самым замечательным достижением стал пересмотр нашей программы исследований с целью увязать её с теми приоритетными вопросами «цифрового правительства» (digital government – в отличие от «электронного правительства», e-government. С моей точки зрения, мы здесь очередной раз сталкиваемся с «изобретением» новых терминов исключительно в интересах маркетинга –Н.Х.), с которыми сталкиваются или вот-вот столкнутся многие из наших клиентов.

Ни никаких сомнений в том, что на рынке все еще существует изрядная путаница по вопросу о том, что является «цифровым». Хотя меня остро критиковали за слова о риске того, что «цифровое правительство» очень сильно походит на «электронное правительство» (см. http://blogs.gartner.com/andrea_dimaio/2013/09/18/digital-government-is-little-else-than-making-e-government-work/ ), проведенные в последние несколько месяцев беседы с клиентами ясно показывают, что нет единого определения понятия «цифровое» и что многие специалисты осознают риск превращения его в новое имя для старой сущности.

Теперь скажу для ясности: я действительно верю, что цифровое правительство принципиально отличается как от электронного правительства, так и от «правительства 2.0» (хотя в некоторых юрисдикциях последние для термина по-прежнему кажутся более адекватными, чем термин «цифровое правительство»). Хотя есть много различий, связанных с технологиями и тем, как они позволят реализовать политическую волю и удовлетворить растущие потребности граждан, - с моей точки зрения, наиболее фундаментальное различие заключается в актуальности данных и в том, как новые и не предполагавшиеся заранее способы использования данных реально могут изменить способы, используемые государственными органами для оказания своих услуг и для осуществления собственной деятельности. (При всем моём уважении к большим, открытым и т.п. данным – шумихи вокруг которых много, но получаемая от которых отдача пока что достаточно скромная – не думаю, что это достаточный повод для того, чтобы говорить о новой форме государственного управления – Н.Х.).

Речь здесь идёт не только о государстве как платформе для «открытого правительства», где государство в первую очередь выступает в роли поставщика данных, которые субъекты - будь то граждане, деловые организации или посредники - используют и объединяют по-новому. В рамках «цифрового правительства» сами государственные органы изобретают новые способы пользования как своих собственных данных, так и данных своих субъектов. Лишь путем установления правильного баланса между выполнением роли поставщика данных и роли потребителя и брокера данных государства выйдут на правильный путь к тому, чтобы стать по-настоящему цифровыми. (А вот эта мысль, с моей точки зрения, заслуживает самого серьёзного внимания! У нас сейчас как раз намечается активизация инициатив в области «открытых данных», и пока что для этих инициатив характерно потребительское, даже «захребетническое» - типа «вы мне должны, а как и какой ценой, меня не волнует» -  отношение к государственным органам и их сотрудникам, к их основным задачам и интересам – Н.Х.).

На организованном фирмой Gartner осенью прошлого года симпозиуме, на котором я присутствовал, у меня было много интересных бесед с людьми, изучающими весьма инновационные способы использования собственных данных, такие как:
  • Налоговые органы стремятся использовать актуальную финансовую информацию о налогоплательщиках для того, чтобы советовать им варианты инвестиций, позволяющие получать налоговые льготы;

  • Образовательные учреждения используют сведения о местоположении студентов (изначально собираемые для информирования родителей) на создания новых инструментов для преподавателей, помогающих понять модели поведения студентов и использовать их в интересах более индивидуализированного обучения;

  • Иммиграционные власти используют данные анализа видеоматериалов, направленного на выявление подозрительных иммигрантов для проведения их повторной проверки, и на информирование правоохранительных органов и организаций гостиничного сектора о специфических проблемах и возможностях для туристов.
Во второй половине 2013 года аналитики фирмы Gartner по вопросам государственного управления сосредоточили своё внимание на выделении ключевых компонент инициативы «цифрового правительства», с тем, чтобы в дальнейшем cформировать планы наших исследований и консультаций, охватив наиболее важные проблемы, с которыми сталкиваются наши клиенты. Новая программа исследований по вопросам государственного управления только что была опубликована - см. «Обзор программы исследований в области государственного управления на 2014 год» (Agenda Overview for Government, 2014, http://www.gartner.com/document/2644216  - документ доступен только для клиентов фирмы – Н.Х.). В программе выделены восемь ключевых проблем, сгруппированных в три направления, которые необходимо решить для успешной трансформации в организацию цифрового правительства:

Вовлечение граждан
  • Инновации в оказании услуг: Каким образом государственные органы будут использовать технологии для поддержки инновационных, более полезных для общества услуг?

  • Открытое правительство: Каким образом государственные органы будут создавать и поддерживать электронно-цифровую экосистему, которой граждане могли бы доверять и в которой они хотели бы участвовать?
Взаимодействие государственных органов (Connecting Agencies)
  • Новая «цифровая» модель деловой деятельности: Какие движимые данными бизнес-модели появятся для удовлетворения растущих потребностей в адекватных и жизнеспособных государственных услугах?

  • Совместное осуществление государственного управления (Joint Governance): Как будет координироваться принятие независимыми государственными и частными организациями решений в области ИТ и оказания услуг?

  • Масштабируемая интероперабельность: Сколько нужно интероперабельности для поддержки «бесшовного» оказания государственных услуг, и какова будет цена?
Обеспечение государственных органов ресурсами
  • Инновации сотрудников: Как будет преобразована организация и роль ИТ-служб в интересах поддержки инноваций, предлагаемых сотрудниками государственных органов?

  • Гибкое проведение закупок (Adaptive Sourcing): Каким образом государственные ИТ-организации будут расширять свои стратегии выбора поставщиков с тем, чтобы воспользоваться преимуществами конкурентоспособных облачных решений и решений, ориентированных на массового пользователя?

  • Стабильное финансирование: Каким образом государственные ИТ-организации будут получать и управлять финансовыми ресурсами, необходимыми для обеспечения взаимодействия между государственными органами и для вовлечения граждан?
Эта программа рассчитана как на получение ответов на «горящие» вопросы о том, развертывать ли и как развертывать облачные решения, как обеспечивать оказание мобильных услуг, как лучше использовать данные, как сделать совместно используемые службы и услуги более эффективными и т.д., - так и на взгляд за рамки очевидного, на критический пересмотр общепринятых методов, на то, чтобы предостеречь наших клиентов от попыток «прыгнуть в будущее», предварительно не усвоив уроки прошлого. Как обычно, наши исследования придадут клиентам уверенность в одних областях и заставят их задуматься в других. Мы проводим исследования для того, чтобы помочь, а не чтобы «сделать приятное».

Я искренне надеюсь, что наши усилия помогут «государственному» сообществу - как пользователям, так и поставщикам технологий - найти эффективные способы движения вперед по «цифровому» пути, оптимизировать использование ограниченных финансовых и кадровых ресурсов, и задавать темп трансформаций, вследствие которых «цифровой» подход становится общераспространенным и типичным, второй натурой деловых лидеров государственных органов, ИТ-руководителей и в конечном итоге каждого гражданского служащего.

Андреа ди Майо (Andrea Di Maio)

Источник: блог фирмы Gartner
http://blogs.gartner.com/andrea_dimaio/2014/01/15/the-eight-key-issues-of-digital-government/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий