вторник, 10 декабря 2013 г.

В Брюсселе прошла первая ежегодная конференция Международного совета архивов, часть 6


(Продолжение, предыдущую часть см. http://rusrim.blogspot.ru/2013/12/5.html )

День первый, секция S2P1 «Подходы государственных органов к управлению документами» (Records Management, Governmental Approaches)

Работа секции началась с выступления директора Межведомственной службы Архивов Франции (Service interministériel des archives de France, SIAF)  Эрве Лемуэна (Hervé Lemoine - на фото) на тему «Персональные данные во французских государственных архивах: Законодательство, доступ и безопасность» (Personal Data in French Public Archives : Law, Access and Security).

Здесь не обошлось без некоторых накладок. Как отметил один из голландских архивистов, «Сессия началась с того, что французский джентльмен что-то сказал по-французски о французских персональных архивах, судя по всему, дважды повторившись. Жаль, что не было наушников с синхронным переводом. Кстати, он был одним из двух французских джентльменов на конференции, говоривших о персональных архивах. Международный совет архивов использует два официальных языка, и что-то мне подсказывает, что французы хотят сохранить эту практику».

Эрве Лемуэн подчеркнул, что французские архивисты воюют по вопросу персональных данных не за себя лично, а за интересы граждан. По его мнению, им удалось выиграть только первую битву, но не всю войну. Нужно стремиться к тому, чтобы поддерживать баланс между «правом быть забытым» и «правом помнить».

Президент Национальных Архиво Японии Такео Като (Takeo Katoh) выступил на тему «Усиление прозрачности и подотчетности правительства в интересах нынешнего и будущих поколений: Проблемы японского правительства» (Enhancing Government Accountability and Transparency for Current and Future Generations: Challenges of the Japanese Government).

Выступает Такео Като (фото: Bertrand Ray)

Руководитель японской архивной службы немного рассказал о японских архивах, о национальном архивном законодательстве и о Реестре административных дел и документов.

За год в Японии создается 2 миллиона документов. Национальные Архивы играют ключевую роль в обеспечении публичной подотчётности государственного управления.

Доклад генерального директора Национальных Архивов Австралии Дэвида Фрикера (David Fricker) назывался «Дорожная карта электронной деятельности» (Digital Business Roadmap).

Движущие силы развития (фото: Bertrand Ray)

На фото: Национальные Архивы Австралии в качестве движущих сил видят политику перехода на электронные технологии, «открытое правительство», руководства департамента управления информацией правительства Австралии (Australian Government Information Management Office, AGIMO), ИКТ-стратегию австралийской государственной службы и план-график освоения мобильных технологий, национальную политику в области культуры, электронное правительство, поправки в законодательство об архивах, «большие данные» и создание национальной сети широкополосного доступа в Интернет

В данной секции доклад Фрикера вызвал наибольший интерес. То, о чём он рассказал, напомнило голландским коллегам их проект Archief 2020, о котором был следующий доклад – но с куда меньшими финансовыми ресурсами. Они, кстати говоря, очень жалели, что из-за ограниченности времени не удалось как следует сопоставить голландский и австралийский проекты.

По словам Фрикера, к 2015 году федеральные органы исполнительной власти должны будут перейти на работу в соответствии с политиками управления электронными документами. Австралийская «Мобильная дорожная карта» нацелена на то, чтобы способствовать доступу к государственным услугам через мобильные устройства.

Австралийское правительство развертывает общенациональную электронную инфраструктуру, и вслед за ним то же делают Национальные Архивы. В будущем будет обеспечиваться доступ к аутентичным электронным документам, а также продолжится развитие научно-справочного аппарата. При этом доступ будет предоставляться в форме, удобной пользователям, а не в той, что удобна архивистам.

Фрикер отметил, что управление некоторыми сложными видами электронных данных лучше оставить за соответствующими федеральными органами,  и привёл в качестве примера метеорологические данные.

По его словам, важным вопросом является экспертиза ценности и отбор электронных документов на архивное хранение, при этом следует предусмотреть и такой вариант, когда государственный орган продолжает управлять своими архивными материалами.

Фрикер говорил также о стратегическом партнерстве. В частности, федеральные органы власти закупают одобренные Национальными Архивами решения, а не приложения, которые придётся дорабатывать. Он также отметил проблемы инициатив электронного и мобильного правительств – главным образом то, что приложения разрабатываются отраслью, и создание партнерств дается непросто.

Наконец, Фрикер поставил вопрос о том, как обеспечивать целостность и аутентичность документов в системах, которые находятся под управлением третьей стороны – например, в облаке (эта тема явно перекликается, на мой взгляд, с одним из основных направлений исследований проекта InterPARES Trust – вопросом обеспечения доверия к документам в интернете / облаках – Н.Х.). По его словам, в отличие от бумаги электронные документы нетерпеливы, и существует вполне реальный риск утраты данных.

В заключение Анук Бавинг (Anouk Baving) из Национальных Архивов Голландии выступила на тему «Архивы 2020: Инновации и кооперация с целью создания национальной инфраструктуры для электронных архивов» (Archives 2020: Innovation and Co-Operation Towards a National Infrastructure for Digital Archives).

По словам Бавинг, проект «Архивы 2020» (Archief 2020, http://www.nationaalarchief.nl/archief-2020/programma-archief-2020 ) – это проект «между» Национальными Архивами и всей архивной отраслью. Официально проект стартовал 10 июня 2013 года, и о его начале объявил руководитель МСА Мартин Берендсе (его презентация на голландском языке здесь: http://www.nationaalarchief.nl/sites/default/files/docs/presentatie_archief2020_incl._speakernotes-a.pdf ). 

Бавинг, говоря о необходимости инновационной программы,  упомянула доступный в Интернете отчет 2005 года, подготовленный архивной инспекцией (Rijksarchiefinspectie) «Государство без памяти? Риски электронного управления отчетной информацией центрального правительства» (Een dementerende overheid? De risico’s van digitaal beheer van verantwoordingsinformatie bij de centrale overheid, http://www.erfgoedinspectie.nl/uploads/publications/een_dementerende_overheid.pdf ). По её словам,  голландское архивное законодательство отставало от темпов развития электронного правительства, но было принято решение сначала решить практические проблемы, освоиться в новой реальности, и лишь потом изменить законодательство.

В итоге появилась идея «Архивного согласия» (Archiefconvenant) – соглашения между центральным правительством, провинциальными и муниципальными властями. А также органом управления водными ресурсами. Подписавшие «Архивное согласие» стороны являются активными партнерами в программе «Архивы 2020».

Видение роли архивов и их взаимодействия с государством и обществом (фото: Tobias Wildi). Архивы, служащие мостом между государством и обществом, в условиях перехода на электронные технологии всё больше передвигаются к началу жизненного цикла информации.

Проект «Архивы 2020» в качестве главных целей ставит обеспечение жизнеспособности электронной информации и доступа к ней, экспертизу ценности, обеспечение сохранности частных электронных архивов, инновации в деятельности учреждений. Намечены следующие вехи (см. http://www.nationaalarchief.nl/sites/default/files/docs/20130531_programmaplan_innovatie_archiefsector_definitiefa_0.pdf ):
  • В 2014 году обеспечить открытый доступ к коллекциям и платформам архивных учреждений (в кооперации с Архивным порталом Европы - Archives Portal Europe, APE);

  • К 2015 году должно быть подготовлено соглашение по национальной инфраструктуре электронных хранилищ.
Бавинг при этом отметила, ссылаясь на стандарт OAIS. что термин «хранилище» часто используется как своего рода панацея, а ведь электронное хранилище – это куда больше чем просто информационная систем

Анук Бавинг, выступая перед полным залом, представила в Брюсселе ожидаемые результаты проекта Archief2020 (фото: Joost van Koutrik)

Что касается ожидаемых результатов проекта (см. фото), то в их числе руководство по заменяющему сканированию, национальный прикладной профиль метаданных, базовая электронная архитектура, совместная работа над политикой обеспечения долговременной сохранности, разработка «дорожной карты» для ИТ-директоров и архивистов, бизнес-модели для региональных партнерств, междисциплинарные исследования и пилотные проекты.

Бавинг подчеркнула, что архивистам уже недостаточно быть хранителями истории, они должны играть роль в управлении информацией.

(Продолжение следует, см. http://rusrim.blogspot.ru/2013/12/7.html )

Источник: сайт МСА / Твиттер
http://www.ica.org/14490/annual-conference-2013/brussels-2324-november-2013.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий