пятница, 27 сентября 2013 г.

У Росархива есть проблемы как с арифметикой, так и с логикой


На днях на сайте Росархива был опубликован доклад Руководителя Федерального архивного агентства А.Н.Артизова на Совете по архивному делу при Федеральном архивном агентстве (17 сентября 2013 г., г.Анапа Краснодарского края), озаглавленный «Повышение эффективности работы архивных учреждений Российской Федерации и оплаты труда их работников в свете Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»», см. http://archives.ru/reporting/report-artizov-2013-sovet.shtml .

В этом докладе затронута больная тема условий работы и оплаты труда архивистов. Само по себе это можно только приветствовать, этот вопрос давно уже пора решать – однако тон высказываний руководителя Росархива, честно говоря, коробит:
«Повышение оплаты труда и укрепление социальной защищенности архивистов, конечно, очень важно. Мы его давно ждали. Но оно не должно происходить само по себе, механически. Оно должно быть увязано с увеличением объемов и улучшением качества предоставляемых архивами государственных (муниципальных) услуг на основе подъема результативности их деятельности и повышения производительности труда их работников. Это принципиально важный момент. Он нашел свое отражение в разработанных на федеральном уровне и на местах «дорожных картах» изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности архивного дела, определивших состав приоритетных структурных и институционных преобразований, а также соответствующие целевые показатели.»
Иными словами, коллеги, Вы мало получаете потому, что плохо работаете, а вовсе не потому, что – во многом по вине руководства отрасли, так и не нашедшего смелости поставить этот вопрос в Правительстве, – Вам недоплачивают за Ваш труд.

Далее Андрей Николаевич привел в своем докладе сравнение современных российских архивов, в частности федеральных, с архивами таких развитых стран мира, как США, Германия, Англия и Австралия. Эти данные можно видеть на следующем слайде:


Затем звучит следующий вывод:
«В представленной таблице видно, что, условно говоря, загруженность одного работника федеральных архивов, даже при пересчете на фактическую (не штатную) численность работников, все же ощутимо ниже, чем в зарубежных архивах. Это свидетельствует о том, что повышение производительности нашего труда остается одной из наиболее актуальных для нас задач.»
Ой, так ли? Давайте рассчитаем по приведенным в докладе данным количество погонных метров архивных документов, приходящихся на одного сотрудника архивов:
Австралия - 804
Германия - 461
США - 446
Россия - 420
Великобритания - 305
Итак, Россия по этому показателю существенно уступает только Австралии, будучи практически наравне с США и Великобританией. Если принять во внимание разницу в уровне технической оснащенности наших и зарубежных архивов, то говорить скорее надо о перегруженности российских архивистов.

Посмотрим теперь количество приходящихся на одного сотрудника пользователей архивов:
Австралия- 803
США- 501
Великобритания- 227
Германия- 188
Россия- 82
По этому показателю Россия выглядит бледно (впрочем, всего лишь в два раза уступая Германии, где и архивисты, и исследователи работают в куда лучших условиях). Но являются ли эти цифры основанием для того, чтобы говорить о недостаточной загруженности, - ведь не секрет, что не обслуживание читального зала является основной нагрузкой для наших архивистов? К тому же слишком большой разброс полученных показателей заставляет усомниться в надёжности данных Росархива.
Я решила сделать контрольную проверку приведенных в докладе цифр. Для Национальных Архивов Австралии данные о количестве документов и персонале правильные (см. http://annualreport.naa.gov.au/2011-12/index.aspx ), однако количество пользователей – 377,8 тыс. -  вызывает большие сомнения. Дело в том, что такой цифры в отчете за 2011-2012 год не приводится, а в то же время количество документов, просмотренных в читальных залах, всего 55410 (см. http://annualreport.naa.gov.au/2011-12/report/outcome-2.aspx ). С учетом документов, просмотренных справочной службой, эта цифра возрастает до 110543. Странно считать пользователями архивов тех, кто не смотрит документы, не правда ли? Ещё 177 тысяч человек участвовало в информационно-образовательных мероприятиях, проведенных Архивами. Поэтому, возможно, замечательный показатель Австралии – всего лишь следствие путаницы в цифрах :)

Что касается США, то в отчете Национальных Архивов за 2012 год (см. http://www.archives.gov/about/plans-reports/performance-accountability/2012/par-summary.pdf )  указана полная численность персонала 3384 человека, из которых 2671 – постоянные сотрудники. Объём документов в погонных км в докладе пересчитан правильно, а вот  число посетителей (в докладе – 1488.4 тыс.) существенно завышено, и в него явно включены посетители музеев и выставок. Реальное число личных визитов (см. стр.11 отчета) в архивы и президентские библиотеки составило в общей сложности 122795, ещё 733 тысячи человек участвовало в публичных программах и более 3 миллионов человек посетило музеи и выставки. Кроме того, в Национальные Архивы и президентские библиотеки поступил 1 млн. 100 тыс. письменных запросов.

Прежде чем делать далеко идущие (и особенно обидные) выводы, коллегам из Росархива следовало бы как следует проверить и перепроверить свои цифры и их смысл. У меня сложилось впечатление, что в графе «количество пользователей» для каждой страны приведены разные по смыслу и несопоставимые друг с другом  данные.
Вполне в духе «открытости и прозрачности», данные о зарплате архивистов не выносились на слайды и не были включены в текст доклада (в скобках замечу, что даже слайды на сайте выложены так, что их невозможно ни толком рассмотреть, ни скачать). Видимо, ситуация складывается даже хуже, чем в предыдущие годы.

Зря наши министры и руководители агентств тешат себя иллюзиями. Никакого подъёма производительности не будет, пока не будут вложены серьёзные средства в архивную инфраструктуру, в обучение кадров и в оплату более квалифицированной рабочей силы на уровне, хотя бы по порядку величины соответствующем её стоимости на рынке труда. И никакие ссылки на проблемы с бюджетом здесь не помогут: либо государство, как расчетливый хозяин, начнет вкладывать деньги сейчас и постепенно, либо оно доведет дело до архивных катастроф, а возможно - и социальных потрясений, и тогда уже заплатит за свою глупость в десятки раз больше.

Конечно, кто бы спорил: просто давать деньги, ничего не меняя в организации труда – не решение. Нужно людей обучить, дать им в руки необходимые инструменты, дать зарплату, сформировать современные эффективные деловые процессы – и вот тогда уже по всей строгости спрашивать за качество работы и за производительность их труда.

Источник: сайт Росархива
http://archives.ru/reporting/report-artizov-2013-sovet.shtml

1 комментарий:

  1. Директор Центра хранения страхового фонда Ялуторовск/Росархив/ в 2014 г.в среднем получал 122 тыс.руб,а вед.спец /архивист 22 тыс.руб.Зарплаты никто не контролирует,руководство архива,сколько хочет,столько и устанавливает себе зарплаты,а что останется архивистам,и на уровне рабочих и уборщиц архива.В добавок ,что хотят ,то и с внебюджеткой творят,а спец одежду решили выдавать раз в четыре года.Бочкина Л.Н.

    ОтветитьУдалить