пятница, 30 августа 2013 г.

Библиотека Конгресса США: Сравнительный анализ 33 политик в области обеспечения электронной сохранности


Заметка младшего научного сотрудника Библиотеки (Junior Fellow) в «Национальной программе развития  инфраструктуры и обеспечения сохранности электронной  информации» (National Digital Information Infrastructure and Preservation Program, NDIIPP) Маделайн Шелдон (Madeline Sheldon – на фото) была опубликована 13 августа 2013 года на блоге по вопросам электронной сохранности, размещенном на сайте Библиотеки Конгресса США.

Как у сотрудника Библиотеки Конгресса, целью моего основного проекта было выявление и анализ политик по обеспечению электронной сохранности различных учреждений, занимающихся сохранением культурно-исторического наследия. Этот проект стал актуализацией и расширением работы, выполненной в 2011 году другим младшим научным сотрудником Библиотеки Кристеном Сноудером (Kristen Snawder), см.  http://blogs.loc.gov/digitalpreservation/2011/07/facing-off-with-digital-preservation-policy/  .

Полный текст моего отчета доступен по адресу http://www.digitalpreservation.gov/documents/Analysis%20of%20Current%20Digital%20Preservation%20Policies.pdf . Ниже приведен краткий обзор полученных мною результатов.

Для моего проекта был установлен ряд параметров:
  • Основное внимание уделялось политикам обеспечения долговременной сохранности электронных материалов, а не оцифровки / сканирования;

  • Рассматривались политики:

    • Опубликованные или в последний раз обновлявшиеся в период между 2008 и 2013 годами;

    • Написанные на английском языке (или переведённые на него);

    • Выложенные в Интернете;

    • Идентифицированные в качестве «политики» или «стратегии».
В общей сложности я отобрала 33 политики/стратегии обеспечения электронной сохранности из различных стран мира. Практически поровну представлены политики архивов и библиотек, и выявлено лишь два таких документа, выпущенных музеями. Около половины документов выпущены учреждениями и организациями США, а остальные в основном происходят из стран Западной Европы.

Мой анализ был в основном нацелен на разработку и применение таксономии (системы категорий) для описания тем, охватываемых этими документами. Я подготовила таксономию, позволяющую проводить высокоуровневое сравнение различных политик в плане их области охвата и рассматриваемых вопросов. В связи с большим количеством выявленных документов и их более недавней публикацией, мне пришлось несколько модифицировать ранее предложенную Сноудером таксономию (см. таблицу 1).

Таблица 1: Таксономия (система категорий) для политик обеспечения электронной сохранности

Я использовала таксономию для заполнения матрицы, в которой отметила темы, рассмотренные в каждом из документов. Здесь неизбежно имела место определенная субъективность, поскольку я отмечала присутствие темы только в том случае, если она, с моей точки зрения, была достаточно полно раскрыта. Иными словами, соответствующие меры должны были быть описаны достаточно детально для того, чтобы быть потенциально полезными другим учреждением при разработке или пересмотре их собственных политических документов. Полные результаты такого анализа имеются в моём отчёте, и следует отметить, что тремя наиболее часто используемыми элементами таксономии оказались: «Модель / стратегия обеспечения долговременной сохранности», «Коллективная работа / сотрудничество» и «Тематика контента». Тремя реже всего используемыми элементами были:  «Приобретение ввод в систему»,  «Аудит» и «Планирование действий по обеспечению долговременной сохранности».

Использованные мною в рамках исследования политики вместе с соответствующими гиперссылками приведены в таблице 2 (см. приложение - Н.Х.). Обратите внимание на то, что Архивы Новой Зеландии (Archives New Zealand) и Национальная библиотека Новой Зеландии (National Library of New Zealand) разработали стратегию совместно, и их я засчитала как два отдельных учреждения. Парламентские Архивы Великобритании опубликовали два документа – политику и стратегию, и я включила их как два отдельных документа,  но учреждение было учтено при подсчете только один раз.

Как ранее показал Сноудер, политики организаций по обеспечению электронной сохранности находятся в стадии развития. Учитывая, что в мире куда больше учреждений, чем 33, несут ответственность за курирование электронных материалов, можно с уверенностью сказать, что большинство из них по-прежнему думает над тем, как лучше сформулировать и документально оформить свою политику. Надеюсь, что моя работа хоть в какой-то степени будет способствовать продвижению вперед этого процесса.

Маделайн Шелдон (Madeline Sheldon)

Мой комментарий: Думаю, когда у наших учреждений и организаций дойдут руки до вопросов долговременной сохранности электронным документов, такого рода исследования может оказаться полезным (как и приведенные ниже ссылки на конкретные документы).

Между прочим, аналогичные исследования вполне по силам тем из наших аспирантов и старшекурсников, кто овладел английским языком в рамках программы вуза.

Источник: блог «The Signal – Digital Preservation»
http://blogs.loc.gov/digitalpreservation/2013/08/analysis-of-current-digital-preservation-policies-archives-libraries-and-museums/?loclr=twdig

Приложение: Таблица 2. Список политик обеспечения электронной сохранности

Комментариев нет:

Отправить комментарий