пятница, 8 марта 2013 г.

Государственные реестры: Какие риски таит их объединение?


Среди лекций, с которыми я регулярно выступаю на различных мероприятиях, есть лекция, посвященная организации работы с базами данных и реестрами в государственных и муниципальных организациях. На ней я рассказываю не только о необходимости и неизбежности объединения информации из различных баз данных для совершенствования государственного управления, но и о связанных с этим рисках.

В частности, я рассказываю о «Требованиях к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2012 года № 928. В этом документе как раз и было определено использование «эталонных сведений» и были установлены следующие требования:
  • Эталонные сведения могут создаваться уполномоченным органом с использованием эталонных сведений, созданных другим уполномоченным органом (п.2);

  • При создании одним уполномоченным органом эталонных сведений с использованием эталонных сведений, созданных другим уполномоченным органом, не допускается внесение изменений в эталонные сведения, созданные этим другим уполномоченным органом (п.3).
Комментируя в своё время этот документ на своем блоге (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2012/10/blog-post_3582.html ) я отмечала, что «Взять фамилию, имя и отчество – кто будет отвечать за эталонные сведения, миграционная служба или ЗАГС? Кому из этих ведомств придётся вводить необходимые ему сведения только с помощью коллег из другого ведомства?»

Своим слушателям я все время объясняю, что одним из серьезных рисков перехода на формирование государственных информационных ресурсов на основе использования эталонных сведений, которые ведет один государственных орган, а используют для формирования своих баз данных все остальные, является то, что в случае внесения неверных эталонных сведений ошибка мгновенно, в автоматическом режиме распространяется на все государственные информационные ресурсы, где эта информация используется, - и последствия могут быть крайне неприятными.

Теперь в моей «коллекции» появилось великолепное тому подтверждение. Бизнесмен Роман Ромачев обнаружил, что с 31 января 2013 года четыре компании, в том числе «Р-техно», записаны в Едином госдарственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) не на него, а на москвичку Ж. Пострадавший рассказал об этом на своем блоге ( см.: http://ru-nalog.livejournal.com/304115.html  ), приложив скриншоты выписок из ЕГРЮЛ. Он даже разыскал эту гражданку, которая была не в курсе того, что неожиданно стала владельцем нескольких коммерческих организаций; и её единственным взаимодействием за последнее время с государственными органами было получение нового паспорта

В базе «СПАРК-Интерфакса», содержащей сведения из ЕГРЮЛ, было указано, что основанием для смены владельца стало «внесение в ЕГРЮЛ сведений, представленных органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ». ЕГРЮЛ ведет Федеральная налоговая служба (ФНС), а паспортами занимается Федеральная миграционная служба (ФМС).

Ромачев обратился в ФНС и получил ответ из Межрегиональной инспекции ФНС по централизованной обработке данных о том, что имел место сбой, причиной которого стало «большое количество некорректных сведений об изменении паспортных данных», поступающих из ФМС». В результате, как отмечалось в письме, инспекция даже прекратила 12 февраля прием, обработку и выгрузку данных по паспортам другим налоговым органам.
Для справки: С 1 июля 2011 года при смене паспорта директора или индивидуального предпринимателя соответствующую информацию в ФНС направляют органы государственной власти, осуществляющие выдачу или замену документов, удостоверяющих личность. (Федеральный закон № 227-ФЗ от 27 июля 2010 года).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

В случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня их получения.
Дополнительную информацию о сбое ФНС сообщило «Ведомостям». Выяснилось, что «паспортные данные в ЕГРЮЛ меняются без участия сотрудников налоговой службы — они предоставляются ФМС, а затем автоматически обновляются в реестре». Из-за «сбоя в программном обеспечении ФМС паспортные данные перепутались — место одного человека занял другой». Проблема затронула примерно 1000 компаний, и ФНС уведомила коллег о сбое.

Мой комментарий: Интересно, а почему ФНС не уведомила о сбое владельцев компаний?

По информации «Ведомостей», ФНС начало проводить проверку всех полученных от ФМС в «рискованный» период данных и внесенных на их основании изменений в ЕГРЮЛ. ФНС планирует устранить все ошибки без участия самих юридических лиц.

Вот такая история. Думаю, у нее ещё будет продолжение (но будет ли оно публичным?)…

Источник: Ведомости / блог «Все о налогах, выездные налоговые проверки»
http://www.vedomosti.ru/companies/news/9537382/sluchaj_v_reestre
http://ru-nalog.livejournal.com/304115.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий