понедельник, 24 декабря 2012 г.

Федеральная налоговая служба рассказала о том, что она понимает под «должной осмотрительностью»


В последнее время достаточно часто суды оценивают, проявили ли организации должную осмотрительность при выборе контрагентов, и отсутствие должной осмотрительности  рассматривается как отягчающее обстоятельство. Сильным аргументом против организации служат сведения о том, что её контрагент, с которой она состоит в гражданско-правовых отношениях, сдает нулевую налоговую отчетность.
Пример: При рассмотрении в июле 2012 года в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области дела № А56-25506/2012 о правомочности включения организации в реестр недобросовестных поставщиков, одним из аргументов, который использовал заказчик, была информация из налогового органа о том, что организация, заключившая с победителем договор поручительства, за последние два года сдавала нулевую отчетность. В итоге суд согласился с позицией Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) о том, что эта организация не соответствует требованиям Закона № 94-ФЗ о государственных закупках.
В результате организации стали массово запрашивать у Федеральной налоговой службы (ФНС) информацию о надлежащем исполнении своими контрагентами обязанностей по уплате налогов и сборов.

ФНС в своем письме от 17 октября 2012 года № АС-4-2/17710 отметила, что Налоговым кодексом «не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах».

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в названном пункте, составляют налоговую тайну. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В этой связи Федеральная налоговая служба рекомендует организациям при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать, среди прочих, следующие признаки:
  • Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность,

  • Отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей,

  • Отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (официальный сайт ФНС России www.nalog.ru ),

  • Отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора,

  • Наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.
Также рекомендовано внимательно изучать размещенные на сайте ФНС России:
  • Сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса «массовой» регистрации, характерные, как правило, для «фирм-однодневок»),

  • Наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
При этом ФНС напомнила, что регистрирующий орган не проверяет содержащиеся в представленных документах сведения, в связи с чем наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента подтверждает только факт его государственной регистрации и не исключает факт его создания не в целях осуществления реальной предпринимательской деятельности.

ФНС также отметила, «что даже в случае представления налоговой отчетности контрагентами ее достоверность, а также реальность осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной налоговой проверки. В этой связи сведения налогового органа о представлении вашим контрагентом налоговой декларации, в том числе не «нулевой», не являются подтверждением его благонадежности».

Мой комментарий: Как мне кажется, в данном случае, возникает вопрос, почему государственным органам эта содержащую налоговою тайну информация доступна и  часто используется для того, чтобы отказаться от заключения контракта с неугодным поставщиком, - в то время, как коммерческая организация не может запросить такую же информацию для того, чтобы минимизировать свои коммерческие риски…

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139031

Комментариев нет:

Отправить комментарий