среда, 21 ноября 2012 г.

Достоинства и недостатки стратегии британского правительства в области внедрения цифровых технологий


Данная статья ведущего аналитика компании Gartner Андреа ди Майо (Andrea Di Maio) была опубликована на блоге компании 9 ноября 2012 год под заголовком «Digital by Default, but Not Smart Enough: Hits and Misses of the UK Government Digital Strategy».

Администрация Кабинета министров Великобритании (UK Cabinet Office) только что опубликовала стратегию правительства страны в области цифровых технологий (Digital Strategy, http://publications.cabinetoffice.gov.uk/digital/ ), кульминацией которой является стремление сделать все услуги «электронными по умолчанию». В стратегии сформулировано 11 принципов и 14 мер, определяющих, каким образом министерства и ведомства центрального правительства должны будут переводить свои услуги в электронный вид и способствовать их более широкому использованию гражданами и организациями.

Что в стратегии удачно

Стратегия отражает ускорение, которое министр Фрэнсис Мод (Francis Maude) придал развитию электронного правительства, и которое уже проявилось в назначении на ведущие роли таких видных личностей, как Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee), Майк Брекен (Mike Bracken) и Марта Фокс (Martha Fox). В числе наиболее позитивных аспектов стратегии следующие:
  • Тема электронного правительства включается в число главных приоритетов каждого государственного органа благодаря требованию о назначении руководителей высшего звена в качестве лидеров внедрения электронных технологий; введению должностей руководителей, ответственных за электронные услуги; и обязательному пересмотру деловых процессов оказания тех услуг, где идёт большой объём транзакций.

  • Совершенно правильно основное  внимание уделяется государственным органам, выполняющим большие объемы транзакций, в которых переход на предоставление услуг в электронном виде может дать наиболее быструю и очевидную отдачу в плане совершенствования соответствующих услуг и повышения их эффективности.

  • Стремясь к полному переходу на электронные технологии, стратегия признает важность использования людей-посредников при оказании электронных услуг (“assisted digital”) тем, кто не склонен или не способен получать их он-лайн, вовлекая в эту работу как государственных служащих, так и посредников.

  • Стратегия нацелена на формирование и внедрение общих технологических платформ, которые должны способствовать сокращению разнообразия решений, уменьшению затрат и решению проблемы интероперабельности.

  • Документ содержит ряд (и обещает выпуск дополнительных) рекомендаций по вопросам управления, определения приоритетов, измерения результатов и способствует прозрачности при обмене данными об эффективности.
Что менее удачно

У документа есть ряд недостатков, порой удивительных, учитывая зрелость этого направления в правительстве Великобритании:
  • Практически ничего не говорится о дальнейшем развитии «бесшовного правительства» (joined-up government – так называлась несколько лет назад британская версия электронного правительства – Н.Х.): преобразования транзакционных услуг, похоже, ограничиваются рамками тех отдельных министерств и ведомств, которые сегодня их оказывают, без акцента на интеграцию и совместное развитие;

  • Другие страны, такие как США, Дания и  Голландия, предпринимают шаги к преобразованиям с ориентацией на данные, когда упор делается на платформу открытых (как государственных, так и негосударственных) данных с соответствующими прикладными веб-интерфейсами и построенными вокруг них сервисами. Британская стратегия, несмотря на проделанную работу в области открытых услуг и гарантированной  идентификации (identity assurance), похоже, предусматривает более традиционный подход: в одном из приложений она упоминает открытые стандарты и API, но в ней нет никаких признаков современного подхода с ориентацией на данные (data-centric approach).

  • Несмотря на поставленную цель увеличения электронных возможностей государственной гражданской службы, в стратегии очень немногое сказано об «электронизации» на рабочих местах и о роли, которую отдельные сотрудники могут сыграть, став лидерами в преобразовании выполняемой ими деятельности. Стратегия несбалансированна, с перекосом в сторону транзакций, и не затрагивает требующие интенсивного участия сотрудников виды взаимодействия, такие, как управление исполнением запросов и заявок (case management).

  • Социальные сети в стратегии рассматриваются очень традиционным способом, когда основное внимание уделяется участию граждан в выработке политики и практически полностью игнорируется вопрос о том, как использование социальных сетей может преобразовать транзакционные и другие услуги, равно как и работа сотрудников в социальных сетях в качестве ключевого компонента «соединительной ткани» между правительством и гражданами.

  • При реализации стратегии есть риск (отчасти оправданный стремлением ускорить модернизацию деятельности министерств), связанный с чрезмерным сосредоточением внимания на исполнении законодательно-нормативных требований и с централизованным управлением и контролем со стороны Администрации Кабинета министров.
Выводы

Стратегия представляет собой неплохой документ, который, однако, при рассмотрении электронного правительства не выходит за рамки составляющих транзакций и консолидации веб-сайтов, и поэтому неспособен снабдить сотрудников более эффективными инструментами и сделать более инновационными человеко-интенсивные взаимодействия. Как ни странно, в нем есть ряд повторов – словно его стремились поскорее опубликовать. Было бы замечательно, если бы - продвигаясь вперед – Администрация Кабинета министров сумела найти лучший баланс между желанием предписывать и диктовать и более органическим процессом трансформации «снизу вверх».

Андреа ди Майо (Andrea Di Maio)

Источник: блог фирмы Gartner
http://blogs.gartner.com/andrea_dimaio/2012/11/09/digital-by-default-but-not-smart-enough-hits-and-misses-of-the-uk-government-digital-strategy/

Комментариев нет:

Отправить комментарий