вторник, 20 ноября 2012 г.

Разглашение информации из составляемых Банком России при проверках кредитных организаций документов с грифом ДСП будет рассматриваться как противодействие проверке


Указанием Банка России от 28 сентября 2012 года № 2891-У внесены изменения в Инструкцию Банка России от 25 августа 2003 года № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации».

Значительная часть изменений связана с документами, которые составляются Банком России при подготовке, проведении и оформлении результатов проверок кредитных организаций, и направлена на защиту содержащейся в них информации от разглашения третьим лицам.

Пункт 1.5 инструкции дополнен подпунктом 1.5.3 следующего содержания:
1.5.3. Информация, содержащаяся в документах, составляемых Банком России при организации, проведении и оформлении результатов проверок кредитных организаций (их филиалов) и имеющих ограничительную пометку «Для служебного пользования», является информацией ограниченного доступа, определяемой в качестве таковой и подлежащей защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, и не может быть разглашена Банком России и кредитной организацией (ее филиалом) третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.
Руководитель и работники кредитной организации, а также работники иных организаций, осуществляющих охрану проверяемой кредитной организации на основании договоров, теперь не вправе «разглашать третьим лицам информацию, содержащуюся в акте проверки (в том числе в промежуточном акте проверки, акте проверки по отдельным вопросам) и (или) иных документах, составленных Банком России, руководителем и (или) членами рабочей группы при организации, проведении и оформлении результатов проверки кредитной организации (ее филиала) и имеющих ограничительную пометку «Для служебного пользования»» (п.3.5)

Разглашение кредитной организацией (ее филиалом) третьим лицам этой информации теперь может быть расценено как факт противодействия проведению проверки кредитной организации.

Для акта проверки нормативным документом гриф «Для служебного пользования» установлен явным образом:
7.3. Акт проверки относится к документам, составляемым при оформлении результатов проверок кредитных организаций (их филиалов) и имеющим ограничительную пометку "Для служебного пользования", содержит информацию ограниченного доступа, определяемую в качестве таковой и подлежащую защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, и его содержание не может быть разглашено Банком России и кредитной организацией (ее филиалом) третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=137263

5 комментариев:

  1. Наталья, а как, по Вашему мнению, такое решение соотносится с федеральным законодательством? Ст.5 трехглавого закона: "Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа)". Какой здесь действует закон, дающий возможность ограничить доступ к информации?

    ОтветитьУдалить
  2. Михаил, я обязательно отвечу на Ваш вопрос, но мне нужно ещё немного времени (на эти дни выпало очень много работы и я просто не успеваю) :))

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Михаил, я, наконец, нашла время подготовить ответ на Ваш вопрос :)

    В нашем законодательстве есть «дырочка» - поскольку закон о служебной тайне так и не появился, то нет и законного основания для ограничения доступа к информации с грифом «для служебного пользования»!

    Конечно, подпункт 3 п.4 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», читаемый «от противного», вроде как допускает возможность ограничения доступа к «информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств», составляющей служебную тайну.

    Однако в том же законе (п.4 ст.9) явно говорится: «Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.» А закона о служебной тайне нет…

    Больше в законах о служебной тайне и ДСП вообще ничего не сказано.

    Поэтому в случае конфликта регулятор вряд ли сможет в суде ссылаться на то, что раскрытые документы имели гриф ДСП – ему придется поискать какие-то другие основания для привлечения нарушителей к ответственности :)

    ОтветитьУдалить
  5. Наталья, спасибо за ответ! Абсолютно с Вами согласен. Собственно, именно эти аргументы я и имел ввиду, задавая вопрос. Добавил бы к ним и ст.3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации: Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
    ...
    2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
    Нет закона - нет и ограничения. Более того, ввиду отсутствия закона такой НПА Банка нарушает конституционное право на свободный поиск, получение, передачу и распространение информации - ст.29 Конституции.
    Есть еще норма и 8-ФЗ: Статья 5. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой ограничен.
    1. Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.
    2. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.
    К это ЦБ применить сложно, но принцип ограничения доступа определен совершенно очевидно.

    ОтветитьУдалить