четверг, 29 ноября 2012 г.

Ураган «Сэнди» высветил проблемы электронных архивов


Статья Кайла Чайки (Kyle Chayka – на фото) была опубликована 20 ноября 2012 года на сайте hyperallergic.com .

Ущерб от урагана «Сэнди» застал галереи Челси (Chelsea galleries – расположены в районе Нью-Йорка Челси, что находится в западной части Манхеттена – Н.Х.) врасплох. Поднявшаяся вода срывала выставленные произведения искусства со стен и заливала подвальные хранилища, в которых владельцы галерей и сами художники хранят работы, которые в данный момент не выставляются. Наклоненное пространство галереи Зака Фойера (Zach Feuer Gallery) привело к тому, что вода потекла прямо к хрупким артефактам. То же случилось с печатными изданиями, которые намокли и образовали кучи мусора на тротуарах. Но от урагана пострадали не только физические объекты.

Кадр из выложенного Джонатаном Минардом (Jonathan Minard) видеофрагмента о восстановительных работах в НКО Eyebeam

Некоммерческая организация Eyebeam, специализирующаяся на искусстве с использованием новых носителей и сред и располагающаяся в огромном бывшем складе в районе Челси очень близко к воде, сильно пострадала от урагана. В здании вода поднялась на уровень трех футов (примерно на метр – Н.Х.), и в результате часть внутренних стен пришлось сносить. Но наиболее существенный ущерб был нанесен не столько архитектуре, сколько архивным материалам, которые хранились на, как считалось, жизнеспособных носителях, таких, как DVD-диски, жесткие диски и картриджи с магнитной лентой.

Содержащиеся в затопившей здание воде соль и токсичные вещества повредили все, чего вода коснулась. Документация о выставках за многие годы, файлы и художественные проекты на основе использования носителей информации оказались под угрозой. Хотя мы думаем о цифровых творениях как о чем-то нефизическом, большинство из этих работ были созданы в эпоху до появления облачных систем хранения и были записаны на вполне физических носителях, уязвимых к физическим воздействиям. Цифровые материалы  перестают быть таковыми, когда химикаты «поедают» файлы, хранящиеся в системном блоке компьютера. Eyebeam вынужден был перейти на кризисный режим работы.

Самоорганизовались группы специалистов по реставрации и консервации, которые вызвались провести очистку, насколько это возможно, носителей информации, входящих в состав курируемого Eyebeam культурно-художественного наследия. В этой работе принял участие занимающийся новыми носителями архивист Eyebeam Джонатан Минард (Jonathan Minard), который сам живёт в этом здании. Он выложил короткий видеофрагмент, иллюстрирующий те проблемы, с которыми сейчас сталкивается организация.



Минард также предоставил сайту Hyperallergic эмоциональное описание того, что случилось:
Центра искусств и технологий «Айбим» (Eyebeam) находится на пересечении шоссе Вестсайд и 21-й улицы в Челси – районе, где располагаются самые престижные Нью-Йоркские галереи современного искусства, и который попал в зону затопления.

Когда вода после урагана «Сэнди» отступила, сотрудники Eyebeam занялись оценкой ущерба.

Рекордный по мощи поток воды пронесся сквозь здание, оставив после себя три фута соленой воды, смешавшейся со сточными водами и химикатами, жертвой которой стали аудиовизуальное оборудование, компьютеры и книги на сумму в 250 тысяч долларов.

На первом этаже здания находился архив аналоговых и цифровых носителей, на которых была задокументирована хроника 15-летней деятельности Eybeam в области экспериментального искусства и технологий. Как художник-резидент, работающий над документальным фильмом об электронной архивации, я недавно обсуждал с сообществом вопрос о том, как оцифровать эту коллекцию, чтобы обеспечить сохранность истории Eyebeam.

Катастрофа стала толчком. Долго откладывавшиеся планы нашей организации по обеспечению сохранности коллекции, хранившейся на нестабильных носителях теперь стали критически-актуальными.

Чтобы помочь нам со стабилизацией состояния 1275 объектов, на место происшествия прибыли специалисты по консервации носителей информации Кара ван Мальсен (Kara Van Malssen) и Крис Лэсинак (Chris Lacinak) из компании «Решения по обеспечению сохранности аудиовизульных носителей» (AudioVisual Media Preservation Solutions) и Эрик Пил (Eric Piil) их «Киноархива Антология» (Anthology Film Archive). Благодаря распространению информации о наших усилиях через социальные сети, мы смогли мобилизовать «добровольческую армию» архивистов, в том числе студентов из Нью-Йоркского университета, изучающих архивацию и обеспечение сохранности киноматериалов, и реставраторов из Музея современного искусства (Museum of Modern Art, MoMA), онлайн-архива электронного искусства Rhizome и организации «Сохранность культурно-исторического наследия» (Heritage Preservation).

Менее чем за две недели мы провели инвентаризацию всех пострадавших DVD-дисков, видеокассет VHS и Beta и электронных носителей информации, готовясь к  перемещению данных на сервера. Мы надеемся в ближайшие годы сделать доступной в режиме всю нашу коллекцию, с этой целью совместно с «Решениями по обеспечению сохранности аудиовизульных носителей» мы разрабатываем стратегию обеспечения долговременной сохранности имеющихся у нас произведений, тем самым обеспечивая внедрение лучших практик архивации в культуру работы Eyebeam.

Мы надеемся, что восстановление деятельности Eyebeam станет уроком для других организаций - что следует обеспечить сохранность их архивов до того, как случится стихийное бедствие либо их носители информации перестанут быть доступными вследствие постепенного морального устаревания.

Эта история станет частью Архива: она войдет в собрание коротких документальных видеосюжетов, посвященных культуре архивации в эпоху Интернета, и проблем хранения больших объёмов электронной информации.
Eyebeam также начала онлайн-компанию по сбору пожертвований, которые бы помогли финансировать процесс восстановления.

Кайл Чайка (Kyle Chayka)

Источник: сайт Hyperallergic
http://hyperallergic.com/60598/eyebeam-hurricane-sandy-flooding/
http://vimeo.com/53849333

Комментариев нет:

Отправить комментарий