суббота, 17 ноября 2012 г.

Открытое правительство: Организация публичных обсуждений действий и решений органов государственной власти - дело непростое


9 ноября 2012 года на первом заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства заместителем министра экономического развития В.А.Симоненко были подведены первые итоги общественного обсуждения закупок товаров при размещении заказов на поставки товаров, превышающих сумму 1 миллиард рублей.
Министерством проводится ежедневный мониторинг проведения заказчиками обсуждения крупных закупок. В период с 10 августа по 6 ноября 2012 года общественное обсуждение прошли 174 закупки на общую сумму около 483 млрд. рублей.

С одной стороны, министерство отметило высокий, по его мнению, общественный интерес: форум официального сайта за указанный период посещался более 50 тыс. раз (с моей точки зрения, это неплохой показатель для частного блога, но для подобного форума число посещений порядка 17 тыс. в месяц все-таки маловато, даже делая скидку на то, что его работа только началась – Н.Х.). С гордостью было сообщено, что по итогам общественного обсуждения в четырёх случаях заказчиком была уточнена соответствующая документация.

С другой стороны, уровень активности непосредственно при участии в обсуждениях, а также качество самих комментариев оказались недостаточно высокими. Так, например, был зафиксирован случай, когда извещение о закупке было просмотрено 755 раз, при этом не было подано ни одного комментария.

В.А.Симоненко отметил, что с начала октября ситуация начала меняться. При этом и само министерство предпринято ряд дополнительных мер по привлечению к участию в обсуждении различных организаций. Им были направлены письма в РСПП, ТПП, «Деловую Россию», а также в «Опору России» с просьбой о привлечении к участию в обсуждении представителей экспертного делового сообщества. Министерство считает, что широкое привлечение к этой работе экспертов и представителей общественных и деловых организаций сейчас является приоритетным направлением, и что это позволит повысить качество и результативность обсуждения закупок.

Для развития данного проекта министерство предлагает следующее:
  • Законодательно закрепить обязанности проведения таких процедур в рамках федеральной контрактной системы,

  • Закрепить то, что контракты по большим закупкам не могут быть заключены без публичного обсуждения,

  • При формировании планов в рамках федеральной контрактной системы обязательно должна быть указана информация о тех закупках, которые подлежат общественному обсуждению.
Со своей стороны Д.А.Медведев достаточно скептически оценил результаты данного проекта. Обратив внимание на то, что ни одна закупка по результатам обсуждения не была отклонена, а лишь изменялась документация о торгах, и получив отрицательный ответ на свой прямой вопрос о том, могла ли вообще быть отклонена закупка, признанная в ходе обсуждения ненужной, Д.А.Медведев отметил:
 «Я просто хочу понять, нужен ли такой механизм, который не позволяет отклонить закупку, если она вообще не основана на реальных потребностях, если это удалось установить в ходе общественного обсуждения.»
Мой комментарий: В данном случае меня радует то, что моя точка зрения  (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2012/10/blog-post_15.html ) и точка зрения премьер-министра оказались близки..

Президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» А.С.Галушка высказал следующие предложения по совершенствованию процедуры обсуждения контрактов:
  • Общественное обсуждение, общественный мониторинг нужно распространить на весь цикл закупки – от этапа планирования до постзакупочного этапа;

  • Обязательной должна быть публичная реакция государственных закупщиков на общественное обсуждение;

  • Нужно наделить государственных заказчиков правом привлекать профессиональных экспертов на всех этапах, начиная от составления технического задания на закупку и заканчивая компетентной приёмкой той или иной закупки;

  • По крупным закупкам следует обеспечить не инициативный, а гарантированный механизм общественного обсуждения и общественной оценки.
Мэр Москвы С.С.Собянин рассказал об опыте столицы по проведению публичных обсуждений различных проектов, «от самых мелких до самых крупных»:
«В 2012 году было обсуждено 8 тыс. проектов, связанных с благоустройством города, скверов, парков, дворов и так далее. Общественное обсуждение проходило через интернет-портал «Наш город», в органах местного самоуправления и непосредственно в местах проведения работ, обсуждение крупных строительных объектов, таких как линейные объекты метро, транспортные развязки, дороги и так далее, которые также обсуждаются на сайтах соответствующих департаментов, в экспертном сообществе и общественностью непосредственно по месту проведения строительства этих объектов. По инновационно сложной технической продукции мы проводим достаточно большие технические советы с экспертным сообществом и самими производителями. В частности, мы проводили два больших технических совета по созданию нового городского трамвая и строительству нового подвижного состава для метро, на которые были приглашены и участвовали в обсуждении все мировые лидеры транспортного машиностроения. Это, конечно, значительно добавляет к техническому заданию, требованиям, убирает лишние требования, в то же время общественно значимые какие-то и инновационные предложения учитываются при составлении технического задания и конкурсной документации.

В конечном итоге все закупки стоимостью больше 1 млрд уже в течение полутора лет рассматриваются непосредственно у меня на совещаниях, и на этих совещаниях присутствуют руководители и финансово-экономического блока, Федеральной антимонопольной службы, контрольных органов. В результате часть этих проектов реально вообще останавливается либо корректируется. По крайней мере, все могут высказать до проведения торгов свои замечания и предложения по конкурсной документации.»
По мнению Собянина, порядок общественных обсуждений следует уточнить с тем, чтобы не проводить повторно общественные слушания. Д.А.Медведев поддержал это предложение подчеркнув, что «бесконечные обсуждения или их количество никак не переходят в качество, просто мы можем эту ситуацию тасовать много раз, а толку не будет, хотя бы потому, что это не будет оказывать влияние на конкретный результат».

Мой комментарий: Думаю, данный проект ждет серьезная переработка, в том числе и на законодательно-нормативном уровне. Для этого предстоит более четко определиться с целью проведения обсуждений – ведь  никому не нужны обсуждения ради обсуждений...

Сайт Открытое правительство
http://большоеправительство.рф/events/4526/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий