четверг, 11 октября 2012 г.

Конференция iPRES2012: Теория и практика обучения по вопросам долговременной сохранности электронных материалов, часть I


9-я международная конференция по обеспечению долговременной сохранности электронных объектов iPRES2012 проходила с 1 по 5 октября в Торонто, провинция Онтарио, Канада (основные заседания конференции прошли 3-4 октября) на базе факультета информации местного университета. Девизом конференции стали слова «Сохраняя для будущего» (Preserving for the Future).

О ходе iPRES2012, в том числе о семинарах, проходивших накануне официального открытия конференции, опытный голландский специалист в области архивного и библиотечного дела Инге Ангевааре (Inge Angevaare – на фото) рассказала в статьях, опубликованных в октябре 2012 года  на блоге голландской Национальной коалиции по обеспечению сохранности электронных материалов (Nationale Coalitie Digitale Duurzaamheid, NCDD). Сейчас вниманию читателей предлагается первая статья цикла, опубликованная 1 октября 2012 года.


Самая, я бы сказала, специализированная конференция по вопросам долговременной сохранности электронных материалов, iPRES2012 ( https://ipres.ischool.utoronto.ca/ ), началась в Торонто, Канада. Это пять дней семинаров, программ обучения, докладов и круглых столов - у нас впереди много работы. И позвольте мне еще раз сказать о том, как я ненавижу параллельные сессии, поскольку из-за этого мне пришлось пожертвовать сессией о практических инструментах эмуляции ради участия в обсуждении столь же важного вопроса об обучении по вопросам электронной сохранности (все слайды выложены на сайте здесь: http://www.dcc.ac.uk/events/external-events/pushing-the-boundaries-workshop ). Будем надеяться, что коллеги расскажут о семинаре по эмуляции в своих блогах, а я сконцентрируюсь на обучении.

Некоторые из экспертов, принявших участие в семинаре: слева направо Хелен Тиббо (Helen Tibbo, университет штата Северная Каролина), Джой Дэвидсон (Joy Davidson, британский Центр курирования электронных материалов - UK Digital Curation Centre, DCC), Кэл Ли (Cal Lee, университет штата Северная Каролина)  и Нил Гриндли (JISC, Великобритания)

Неудивительно, что потребность в обучении и подготовке по вопросам обеспечения долговременной сохранности/курирования электронных материалов очень велика ...

Достаточно вспомнить один из слайдов Лиз Лайон (Liz Lyon) на майском семинаре LIBER по курированию электронных материалов (о котором я писала здесь. http://www.ncdd.nl/blog/?p=1590 ):


Мой комментарий: На слайде сопоставлены необходимые (через 2-5 лет) и имеющиеся компетенции персонала научно-исследовательских библиотек, по данным из отчета Ассоциации британских научно-исследовательских библиотек (Research Libraries UK, RLUK, http://www.rluk.ac.uk/ ) «Обновление компетенций и навыков» (Re-skilling for Research, http://www.rluk.ac.uk/files/RLUK%20Re-skilling.pdf ), опубликованного в январе 2012 года. Наибольший разрыв между ожидаемыми через 2-5 лет потребностями и текущим уровнем компетенции и способностью давать рекомендации был отмечен по следующим вопросам:
  • Обеспечение долговременной сохранности результатов исследований,
  • Управление/курирование данными,
  • Соответствие требованиям, устанавливаемым финансирующими организациями (в т.ч. в плане открытого доступа),
  • Инструменты для работы с данными, относящимися к конкретной области знаний,
  • «Добыча» и анализ данных (data mining),
  • Метаданные,
  • Обеспечение долговременной сохранности проектной документации,
  • Источники финансирования научных исследований,
  • Схемы метаданных, отраслевые стандарты и практики.
Джордж Коулборн (George Coulbourne) из Библиотеки Конгресса США показал не менее тревожащие данные, полученные по итогам опроса, проведенного в США:

Мой комментарий: Подавляющее большинство опрошенных (рис. слева) считает важным или очень важным обеспечить доступность электронного контента в течение 10 и более дел; но лишь в трети организаций имеются профессионалы в вопросах электронной сохранности (рис. справа).

... но Ваши потребности – не такие же, как мои, и найти правильные курсы, когда хочешь чему-то научиться,  непросто ...

Как отметила Джой Дэвидсон, «При огромном числе курсов и тренингов, для их потенциальных участников имеется очень мало рекомендаций, помогающих их сделать осознанный выбор, куда идти» [Что касается «огромного числа», я не уверена, что где-либо, кроме США и Великобритании, имеется такой же уровень предложения, но это уже другая история.]

... поэтому проводится большая работа по структуризации рынка, как в плане потребностей в обучении, так и предложений

Первую такую структуру, очень полезную и простую, предложил Джордж Коулборн, представлявший программу Библиотеки Конгресса США ознакомления и обучения по вопросам электронной сохранности (US Digital Preservation Outreach and Education program, DPOE, http://www.digitalpreservation.gov:8081/education/ ) :
Пирамида DPOE. (Выделены три уровня (сверху вниз) высшего руководства, руководителей и специалистов-практиков. На первом уровне главной является стратегическая поддержка (мероприятия: вебинары, корпоративные брифинги), на втором – проектное планирование (семинары и вебинары), и на третьем – прикладные знания и опыт (семинары и онлайн-курсы). – Н.Х.)

Это довольно очевидная структура. На уровне руководства требуются иные  знания / компетенции, чем на уровне практической деятельности.

(Окончание  следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2012/10/ipres2012-ii.html )

Инге Ангевааре (Inge Angevaare)

Источник: блог голландской Национальной коалиции по обеспечению сохранности электронных материалов
http://www.ncdd.nl/blog/?p=3016

Комментариев нет:

Отправить комментарий