четверг, 18 октября 2012 г.

Андреа ди Майо: Отраслям экономики, государству и потребителям пора серьёзно отнестись к ИТ-этике, часть I


Данная статья ведущего аналитика компании Gartner Андреа ди Майо (Andrea Di Maio) была опубликована на блоге компании 4 октября 2012 года.

Все последние годы информационные технологии воспевались как движущая сила инноваций в деловой деятельности и социальных вопросах, воздействие которой, еще не в полной мере проявившееся, имеет тот же масштаб, что и последствия других изменивших мир изобретений, таких как паровая машина или электричество. Преодоление расстояний, сжатие времени, повышение производительности труда, создание новых видов деловой деятельности и бизнес-моделей, которые невозможно было даже себе представить всего лишь одно-два десятилетия тому назад, поддержка прозрачности и демократии, улучшение общественной безопасности, здравоохранения, образования ... список продолжается и продолжается.

Как я уже рассказывал в своих предыдущих постах, кое-кто также обратил внимание на обратную сторону всего этого. Существуют три основные зоны риска:
  • Цифровое неравенство (digital divide(s)),
  • Потеря человеком управления и контроля,
  • Замена человеческого труда, приводящая к постоянной безработице.
Давайте взглянем на каждый из этих рисков.

Цифровое неравенство

Многие говорят об одном виде цифрового неравенства - между теми, кто имеет доступ к технологиям, и теми, у кого его нет ввиду возраста, низких доходов, отсутствия инфраструктуры либо комбинации этих факторов.

Есть, однако, несколько других видов цифрового неравенства:
  • Между теми, у кого доступ в интернет относительно медленный и теми, кто может себе позволить быстрое широкополосное подключение;

  • Между теми, кто способен освоить и в полной мере использовать возможности социальных сетей и теми, кто слишком подозрителен либо незащищён для того, чтобы  делиться информацией с другими;

  • Между теми, кого их работодатели обучают и поощряют использовать современные технологии более творчески и эффективно, и теми, кто вынужден пользоваться лишь технологиями, просто автоматизирующими ранее существовавшие процессы.
Поясню это на двух примерах.

О моей маме, страдающей от редкой формы прогрессивной афазии, постоянно заботится сиделка, замечательная женщина-румынка, которая обслуживает все мамины потребности и практически является её интерфейсом с внешним миром. Сиделка использует ноутбук и ADSL-подключение к интернету, чтобы поддерживать связь со своими многочисленными родственниками в Румынии, а также чтобы информировать меня о здоровье мамы, когда я путешествую. Когда несколько недель тому назад я заглянул к маме, то обнаружил сиделку в состоянии истерики: она плакала и вообще не спала всю предыдущую ночь. На мой вопрос, что случилось, она сказала, что ее ноутбук был удаленно заблокирован полицией, поскольку она якобы использовала его для обмена незаконными материалами и порнографией, - и что её вот-вот оштрафуют. Я сразу понял, что она стала жертвой аферы, и успокоил её, показав с помощью поиска в Google, сколько людей пострадало от того же вируса. К счастью, она никому ничего не платила и не предоставляла никаких персональных данных, а мне удалось очистить ноутбук. Ее непропорциональная реакция заставила меня задуматься о природе цифрового неравенства: эта женщина вполне способна использовать технологии для определенных целей; но, не владея в полной мере [итальянским] языком, она не смогла заметить несоответствия в поддельной странице полиции, и у неё не было никакого опыта борьбы с вирусами.

Второй пример касается недавней тенденции использования планшетов в начальной школе, выдавая их как ученикам (либо бесплатно, либо по очень низкой цене), так и учителям. Здесь можно увидеть сходство с более ранними инициативами по использованию в школе ноутбуков и нетбуков, но, вероятно, в данном случае потенциал данной инициативы выше вследствие иного веса, габаритов и сенсорного интерфейса. Я обсуждал этот вопрос как в Италии (подобный план имеется в средней школе, где преподает моя жена, и также существует аналогичный масштабный план для всей южной части страны), так и в Дании (там в подобной программе участвует 10-летний сын моего коллеги). Интересно, что в обоих случаях, - хотя никто не сомневается в способности детей продуктивно и творчески использовать планшеты, - по видимому, не планируется  обеспечивать школу учебниками и конкретными образовательными приложениями и не поднимается вопрос о проведении обучения учителей. В этом случае такие учителя, - и,  как следствие, некоторые из их учеников, - могут застрять на малоприятной стороне цифровой пропасти.

Потеря человеком управления и контроля

Научно-фантастические фильмы учат нас видеть опасности информационных технологий. От разумного компьютера ХАЛ из саги Артура Кларка «Космическая одиссея» и до системы искусственного интеллекта Skynet в «Терминаторе», от системы опережающего наказания за ещё не совершенные преступления PreCrime в боевике «Особое мнение» (Minority Report) до разведывательно-аналитического суперкомпьютера ARIIA в «ужастике» «На кючке» (Eagle Eye), - сверхмощные компьютеры и компьютерные сети стремятся отобрать у человека власть принимать решения, часто неверно либо слишком буквально интерпретируя указания человека. Безусловно, реальность отличается от научной фантастики, но кое-какие фрагменты чего-то подобно мы уже видели -  например, спровоцированную технологиями скорость развития глобального финансового кризиса или же обсуждаемые время от времени сценарии кибервойн.

По мере того, как всё больше людей и устройств подключается к Интернету, по мере развития межмашинного взаимодействия, программирования для групп мобильных устройств (ensemble programming), облачных приложений, перемалывания «больших данных», - контроль над ИТ-приложениями становится все более сложной задачей.

Сегодня озабоченность по поводу облачных вычислений связана с тем, чтобы персональные и иные конфиденциальные  данные оставались в тех юрисдикциях, где они надлежащим образом защищаются; и с тем, чтобы поставщики облачных услуг использовали защищённую инфраструктуру, которая может быть подвергнута аудиту. Но, по мере того, как подключённость к интернету будет становиться нормой, масштабы облачной инфраструктуры будут расти, и зиллионы программных приложений и устройств корпоративного и потребительского классов будут взаимодействовать все более и более автономно, - существующих норм, политик и инструментов аккредитации и аудита будет недостаточно.

Вытеснение человеческого труда и постоянная безработица

Все по-настоящему инновационные технологии и революция приводили к вымыванию существующих рабочих мест и созданию новых. Конечно, все это было болезненно для тех, кто потерял свои рабочие места, но в конечном итоге их сыновья и внуки получили возможность наслаждаться более высоким уровнем жизни. В ряде случаях последствия инноваций для некоторых людей были трагическими, - например, когда технологии использовались для разработки систем вооружения, - но в конечном итоге они приводили к росту и процветанию, по мере того,  как их применяли для совершенствования транспорта, безопасности и производства энергии.

Информационная революция может оказаться иной. Технология позволяет автоматизировать и заменить тысячи процессов и ролей, создавая новые цифровые возможности для новых продуктов и услуг, которые вряд ли компенсируют скорость, с которой исчезают рабочие места. Рабочие места для синих и белых воротничков (т.е. для рабочих и служащих – Н.Х.), для посредников и для значительной части «человеческого промежуточного слоя» (human middleware), как его называет мой коллега Марк Макдональд (Mark McDonald), просто исчезают. Это кассир в супермаркете и у банковской стойки, персонал по продаже и проверке билетов на станции, почтальон, административный персонал в организациях, рабочие в цеху, люди, работающие в книжных магазинах и в полиграфической промышленности, сотрудники магазинов и пунктов проката аудиовидеозаписей ... Список можно продолжать бесконечно.

Даже в ИТ-отрасли, являющейся одной из новейших отраслей промышленности, люди вытесняются программируемыми машинами: облачные технологии заменяют инфраструктуру и обслуживающий персонал, вместо службы технической поддержки появляются порталы самообслуживания и социальные сети взаимной поддержки, профессиональных разработчиков программных приложений заменяют «граждане-разработчики». Дальнейшие инновации, которые уже стоят у нашего порога, заменят инспекторов дорожного движения, водителей автобусов и грузовиков, сотрудников полиции, и так далее.

Новые рабочие места действительно создаются, например, для агрегаторов информации, поставщиков технологических услуг, электронных маркетологов и т.п., но они требуют совершенно иных навыков, чем те, что имеются у представителей вытесняемых профессий, и темпы изменений просто непосильны для тех, кто оказался позади.

Можно было бы сказать, что технологии сделает общество в целом богаче и могут появиться новые формы реализации новых видов социального обеспечения и поддержки, ослабляющие эффект замещения рабочих мест. С другой стороны, многие страны страдают от непомерных долгов, и их способность хотя бы сохранить существующие модели социальной поддержки (не говоря уже о движении в сторону еще более щедрых), весьма сомнительна.

(Окончание следует)

Андреа ди Майо (Andrea Di Maio)

Источник: блог фирмы Gartner
http://blogs.gartner.com/andrea_dimaio/2012/10/04/it-is-time-for-industry-and-government-to-get-serious-about-it-ethics/

1 комментарий:

  1. Тема незаслуженно находится в тени. Еще Энтони Хоар писал об этом http://waksoft.susu.ac.ru/archives/785. Оригинал http://www.cs.utexas.edu/~EWD/transcriptions/EWD13xx/EWD1304.html
    Пора бы затеять серьезное обсуждение

    ОтветитьУдалить