вторник, 9 октября 2012 г.

США: Сокращение финансирования архивов делает историю недоступной


Статья Кима Северсона (Kim Severson)  была опубликована 26 сентября 2012 года на сайте газеты «Нью-Йорк Таймс»

Архивы штата Джорджия, хранящие как исторические раритеты, так и практически все важные документы, когда-либо созданные правительством штата, скоро могут стать почти недоступными для посещения

В ноябре в результате очередного раунда сокращений государственного бюджета численность персонала будет сокращена до трех штатных единиц, одна из которых – техник по обслуживанию здания. Как отметили руководители архива, тысячи ежемесячно поступающих в архив документов начнут образовывать завалы, потому что некому будет ими заниматься. Люди, считающие точные и открытые государственные документы основой демократии, возмущены.

В результате Джорджия станет единственным штатом, у которого архивы не будут открыты для общественности на регулярной основе. Однако, по мнению профессиональных архивистов, это лишь наиболее тяжелый из симптомов более серьёзного кризиса, который переживают коллекции государственных документов постоянного срока хранения почти что в каждом штате.

Архивы штата Джорджия оснащены самым современным оборудованием, включая четыре водонепроницаемых защищённых хранилища в центральной части здания. (Фото Виржинии Драджон-Киппелен (Virginie Drujon-Kippelen) для  «Нью-Йорк таймс»)

Одновременно идущие сокращения бюджетных расходов из-за рецессии и быстрые изменения в технологиях могут привести к возникновению «чёрной дыры» в государственной информации, последствия которой, возможно, не будут до конца осознаны ещё в течение ряда десятилетий.

 «Переходя на черный юмор, мы говорим об этом как о периоде времени, который может стать средневековьем для государственных документов», отмечает Вики Валч (Vicki Walch),  исполнительный директор Совета архивистов штата. «Наиболее подвержены риску пятнадцатилетние периоды по обе стороны от 2000 года».

У каждого штата есть архив, которому поручено хранение официальных государственных документов и, по умолчанию, истории штата.

Законы, регламентирующие, какие документы подлежат сохранению и в течение каких сроков, варьируются от штата к штату. Но все архивы штатов представляют собой кладезь информации. Можно выяснить, кто встречался с губернатором; проследить историю каждого закона штата; узнать, имеется ли у конкретного человека лицензия на профессиональную деятельность; и покопаться в налоговых документах.

Генеалогия также является для архивов важным направлением деятельности. В одном из телесериалов было показано, как ресторатор и автор поваренной книги Пола Дин (Paula Deen) искала сведения по истории своей семьи в Архивах Джорджии и обнаружила предка, владевшего когда-то рабами.

Документы часто используются для урегулирования правовых споров. Когда два округа затеяли спор по поводу поступления налогов с продаж от прибыльного предприятия Bass Pro, расположенного на их границе, они, чтобы уладить дело, обратились в Архивы штата.

«Архивы подобны страховке», говорит Ричард Пирс-Мозес (Richard Pearce-Moses, один из ведущих американских специалистов в области управления документами и архивного дела – Н.Х.), директор программы по архивному делу в университете Клейтон (Clayton State University), который расположен неподалеку от здания Архивов Джорджии в южной части г. Атланта. «Велика вероятность того, что нам никогда не понадобятся сведения о том, где проходит граница округа, - но уж если понадобится, то эти сведения будут очень, очень нужны».

Все чаще государственные документы создаются в электронном виде, и органы власти используют разнообразное программное обеспечение для их сбора и хранения . Однако технологии меняются настолько быстро, что сформулирован ряд правил, регламентирующих сохранение электронных документов и обеспечение их защиты от несанкционированного доступа. Эти правила применимы как к тем документам, которые когда-то создавались на бумаге, так и новым средствам коммуникации, таким как государственные веб-сайты и страницы в социальной сети Facebook.

В результате государству приходится решить, когда, например, электронные свидетельства о рождении будут считаться приемлемыми правовыми документами.

 «Многое из этого ещё не прошло апробацию в судах», говорит Сара Кунтс (Sarah Koonts), руководитель архивно-документационной службы штата Северная Каролина. «Какие метаданные нам нужно сохранить об электронном документе, чтобы доказать его аутентичность?»

Как и в случае бумажных документов, проблемой является обеспечение долговременной сохранности. Никто не знает, сколько времени просуществуют сегодняшние технологии и какие методы хранения пойдут по пути флоппи-дисков, оставляя за собой груду пикселей, которые никто не сможет прочитать через 50 лет (так у автора; мы бы, наверное, сказали, о свалке битов :) – Н.Х.).

Архивисты штата делают все возможное, чтобы научиться как можно лучше управлять электронными документами – как раз в тот момент, когда они переживают крупнейшие за последнее время сокращения финансирования.

Идёт также сокращение городских и окружных органов власти, и в результате муниципальные служащие либо собирают меньше информации, либо просто отправляют всю собранную информацию сразу в хранилища штата.

По данным опроса, проведенного Советом архивистов штата, объемы хранимой архивами штата бумажной документации подскочили в 2012 году до более чем 3,9 млн. погонных футов (1200 погонных км – Н.Х.) по сравнению с примерно 2,5 млн. погонных футов (760 погонных км – Н.Х.) в 2006 году.

«Одно дело, если бы архивы могли сказать: мы прекращаем принимать бумагу и будем брать только электронные документы», говорит Пирс-Мозес. «Но мы получаем на хранение всё больше электронного контента в добавок к растущим объёмам бумаги».

В Южной Каролине, где самый старый архивный документ датируется 1671 годом (по меркам США, это очень древний документ – Н.Х.), директор архивно-исторической службы Эрик Эмерсон (W. Eric Emerson) пытается удержаться на плаву. В период расцвета в 1980-е годы в его ведомстве работало 125 человек. Сейчас их осталось 28. Ему пришлось полностью отказаться от работ по консервации и реставрации.

«Бюджеты урезаются и штаты сокращаются как раз в тот момент, когда нам необходимо приспосабливаться [к электронным технологиям] и инвестировать в создание  электронной инфраструктуры», сказал он. «Если Вам приходится работать в штате, считающем, что государственный аппарат должно быть меньше, делать это гораздо сложнее».

Он, как и другие архивисты, опасается, что «в течение ближайших 20 или 30 лет будет утрачено множество государственных документов». Недостаточно просто расширить пространство хранения на сервере и сложить туда файлы,  полученных от других государственных органов. По его словам, «это все равно что бросить 200 тысяч документов в мусорный контейнер и сказать исследователям: «Всё, что Вам нужно, там есть. Идите и возьмите»».

Есть в этой картине и несколько светлых пятен. Губернатор штата Джорджия Натан Дил (Nathan Deal) заявил, что будет добиваться частичного восстановления финансирования архивов штата в очередном бюджетном цикле, и что по новым федеральным грантам появились средства на подготовку архивистов к работе с электронными документами.

В августе 2012 года администрация Президента Обамы выпустила директиву, направленную на кардинальный пересмотр системы управления и сохранения документов в федеральных органах власти. Многие архивисты штата надеются, что эти перемены повлияют на их деятельность.

Тем временем продолжаются дебаты по поводу того, что сохранить, а что выбросить. «Являются ли твиттер-сообщеиия губернатора Аризоны Яна Брюера (Jan Brewer) государственными документами? Да. Здесь нет никаких сомнений», говорит Пирс-Мозес. «Следует ли их сохранять и где их хранить, это уже другой вопрос», продолжает он. «По сути дела, сейчас требуется провести экспертизу ценности».

Ким Северсон (Kim Severson)

Источник: сайт газеты «Нью-Йорк Таймс»
http://www.nytimes.com/2012/09/27/us/budget-cuts-to-limit-public-access-to-georgia-archives.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий