понедельник, 21 мая 2012 г.

Проекты нормативных правовых актов будут проходить публичное обсуждение, или куда ведут благие намерения


Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 421 утверждено «Положение об особенностях подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования». Разъяснения о применении Положения будет давать Министерство экономического развития Российской Федерации.

Постановлением определен адрес официального сайта в интернете для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов (проектов НПА) и результатах их публичного обсуждения - regulation.gov.ru . Вести сайт будет Минэкономразвития (п. 3 Постановления).

Порядок регистрации на официальном сайте федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о разработке проектов НПА и результатах их публичного обсуждения, определяющий в том числе сроки регистрации, состав и порядок размещения на официальном сайте указанной информации, а также порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом Минэкономразвития должно разработать и утвердить не позднее 1 августа 2012 г. (п. 4).

С 1 октября 2012 г. федеральные органы исполнительной власти должны будут размещать информацию о подготовке проектов НПА и результатах их публичного обсуждения на официальном сайте, до 1 октября 2012 г. - на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 5).

Поскольку пока под такое обсуждения подпадают не все НПА, а только те, которые устанавливают обязательные требования,  то в Положении определено, о каких конкретно требованиях идет речь и перечислены виды НПА, которые такие требования могут устанавливать: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения (п.2).

Стремление обеспечить открытость может стать помехой эффективному государственному управлению

В Положении есть несколько интересных моментов, которые показывают, как представляет себе Правительство процедуру публичного обсуждения проектов НПА.

Подготовка проекта НПА федерального органа исполнительной власти, устанавливающего обязательные требования, предусматривает следующие этапы (п.6):
  • уведомление о подготовке проекта акта, включая проведение публичного обсуждения;
  • разработка проекта акта и его рассмотрение, включая проведение публичного обсуждения и экспертную оценку;
  • направление проекта акта на заключение об оценке регулирующего воздействия.
Разработчик размещает уведомление о подготовке проекта акта на официальном сайте. (п.8). Одновременно с размещением уведомления разработчик проводит его публичное обсуждение (п.9).

В целях проведения публичного обсуждения разработчик направляет извещение о размещении уведомления о подготовке проекта акта в следующие органы и организации:
  • заинтересованные федеральные органы исполнительной власти;
  • экспертно-консультативные и научно-технические советы, иные совещательные органы, созданные при разработчике (в случае их наличия), а также в научно-исследовательские организации (далее - экспертные организации);
  • организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности (далее - представители предпринимательского сообщества).
Разработчик в рамках публичного обсуждения также может проводить консультации с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, представителями предпринимательского сообщества, экспертными организациями (п.10).

Все предложения, поступившие в установленный срок в письменной или электронной форме по результатам публичного обсуждения уведомления о подготовке проекта акта, а также предложения, поступившие при проведении консультаций должны быть рассмотрены (п.11).

Не позднее 2 месяцев со дня окончания срока публичного обсуждения разработчик размещает на официальном сайте сводку предложений, поступивших в рамках публичного обсуждения уведомления о подготовке проекта акта (п.12).

По результатам рассмотрения разработчик принимает решение:
  • о разработке проекта акта
  • об отказе от разработки проекта акта.
В случае принятия решения об отказе от разработки проекта акта разработчик размещает на официальном сайте соответствующее сообщение и сводку предложений, поступивших в рамках публичного обсуждения, с указанием мотивов принятия такого решения.

Если же принято решение о разработке акта, то разработчик подготавливает текст проекта акта и материалы обоснований к нему (п.13).

Указанные материалы включают:
  • Сводку предложений, поступивших в рамках публичного обсуждения, с указанием позиции разработчика в отношении каждого из них, протоколы консультаций с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, представителями предпринимательского сообщества, экспертными организациями, а также иные материалы по усмотрению разработчика;

  • Сводный отчет (краткое содержание отчета описано в положении). Среди вопросов, которые должен осветить этот отчет есть, например, требование о наличии в отчете «анализ международного опыта установления обязательных требований в соответствующих сферах деятельности».
Форма сводного отчета будет установлена Минэкономразвития (п.14).

Разработчик проводит публичное обсуждение и экспертную оценку проекта акта (п.15).
Для этого проект акта и материалы обоснований к нему размещаются на официальном сайте, а извещение о месте размещения проекта акта направляется в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, экспертные организации, представителям предпринимательского сообщества и в иные организации.

Срок проведения публичного обсуждения и экспертной оценки проекта акта определяется разработчиком, но не может составлять менее 30 календарных дней с даты размещения проекта акта на официальном сайте (п.16). Также предусмотрено проведение консультаций. Все поступившие предложения  разработчик обязан рассмотреть, и на основании их доработать проект акта и материалы обоснований к нему (п.17).

В материалы включаются:
  • копии предложений, поступивших в рамках публичного обсуждения и экспертной оценки проекта акта;
  • сведения о позициях заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, их учете или мотивированное обоснование их отклонения;
  • протокол проведения публичного обсуждения и экспертной оценки проекта акта.
Минэкономразвития готовит заключение об оценке регулирующего воздействия (п.18) в течение 15 календарных дней с даты поступления проекта акта и материалов обоснований к нему (п.19). И только после получения положительного заключения НПА направляется
на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации (п.24).

Мой комментарий: Для меня очевидно, что документ готовили люди, никогда в жизни сами не участвовавшие в проведении и обработке результатов обсуждений (или хотя бы в работе с обращениями граждан). Теоретики из Правительства просто не понимают, насколько велики трудозатраты даже тогда, когда подобные обсуждения проводятся формально…

Могу только посочувствовать тем органам государственной власти, чьи НПА подпадают под данные требования. Возникает дополнительно новый пласт документации, связанный с проведением публичного обсуждения проекта НПА. При этом все эти документы нужно не только не забыть создать, но и разместить в открытом доступе в Интернете. Срочное принятие НПА для решения горящих проблем становится невозможным, за исключением предусмотренным п.5 особо кризисных ситуаций. Кстати, по похожей схеме принимаются государственные стандарты, и всем известно, какое это канительное дело.

Учитывая объемы нормотворчества, можно предположить, что  благие намерения реально выльются в бессмысленные бюрократические процедуры по созданию колоссального дополнительного вороха бумаг,  в отвлечение сотрудников государственных органов от решения практически-важных вопросов и к страшному замедлению создания НПА.

Позволю себе предложить государственным органам несколько зловредных советов:
  • Поскольку в подобных условиях поздно начинать всю эту канитель тогда, когда НПА уже срочно нужен, государственным органам стоит в опережающем порядке объявлять о разработке НПА - как только появляются первые смутные идеи. Таким образом можно не только выиграть время, но и – кто знает -  может быть, получить в ходе обсуждения какие-то полезные идеи, которые можно будет не торопясь обдумать.

  • Проекты НПА рекомендую выкладывать «пакетами» не менее десятка. Один проект может привлечь внимание, и его могут начать обсуждать всерьёз. Если сразу выложить много проектов, экспертное сообщество в них утонет (и, скорее всего, не станет даже читать). Какие бы иллюзии ни были у Правительства, на самом деле экспертов, способных и желающих содержательно обсуждать проекты НПА единицы, и их таким образом можно «переполнить».

  • Заранее подготовить набор типовых мотивированных обоснований отклонения поступивших замечаний и предложений, написанных хорошим литературным русским языком и очень уважительно по отношению к авторам предложений.

  • Договориться с дружественными экспертами о посылке ими парочки предложений по тем проектам НПА, которые не привлекут внимания общественности. Так сделать проще, чем потом объяснять министерским бюрократам отсутствие замечаний и предложений.

  • Если у государственного органа есть кое-какие свободные средства, стоит подумать о передаче обработки поступающих замечаний и предложений на аутсорсинг коммерческой компании. Это даст возможность сотрудникам государственного органа заниматься своей работой, а не имитацией бурной деятельности в рамках национальной пародии «открытое правительство».
Источник:  КонсультантПлюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129592

2 комментария:

  1. Т.к. в постановлении Правительства РФ (в нарушение Конституции РФ) не предусматривается участие граждан и представителей гражданского сообществ России, Ваше предложение об использовании «кое-каких свободных средств» «государственного органа» (оплаченных налогоплательщиками) для привлечения на «аутсорсинг коммерческой компании» с целью обработки поступающих замечаний и предложений – достойно всяких похвал и поддержки! Так держать!

    Надо полагать, что и название компании уже известно? :) Ведь обработка – это всего лишь решение по автоматизации… :)) Ждем-с!

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный писал: "... в постановлении Правительства РФ (в нарушение Конституции РФ) не предусматривается участие граждан и представителей гражданского сообществ России"

    Документы желательно читать. В обсуждении может принять любой желающий, и его предложения должны быть рассмотрены.

    "Ваше предложение о ... привлечения на «аутсорсинг коммерческой компании»"..

    Ваше ерничество меня не впечатлило, пустое оно какое-то.... В современном мире абсолютно нормально, когда государство передает на аутсорсинг функции, которые сторонняя организация может выполнить эффективнее. Например, оцифровкой государственных документов из архива Министерства обороны занимается компания Элар, и делает свою работу хорошо. Вы считаете, что такая практика вредна?

    ОтветитьУдалить