вторник, 31 января 2012 г.

Правительством установлены правила заполнения счетов-фактур, в том числе и электронных

Этот документ ждали очень давно, поскольку без него невозможно было начать практическое использование в стране электронных счетов-фактур, - и, наконец, дождались! Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» должно, наконец, дать «зелёный свет» применению современных технологий при ведении счетов-фактур и ряда других видов документов.

Сразу хочу подчеркнуть: документ также существенно меняет порядок работы с соответствующими документами на традиционных носителях.

Регламентированы формы и порядок ведения, учета и хранения следующих документов:
  • Счета-фактуры,
  • Корректировочного счета-фактуры,
  • Журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур,
  • Книги покупок, и
  • Книги продаж.
Федеральная налоговая служба (ФНС) в ближайшее время собирается утвердить коды видов операций по налогу на добавленную стоимость (НДС), необходимые для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (п.3 Постановления).

Пока непонятно, с какого момента нужно начинать работать по-новому

К сожалению, в самом постановлении не определен порядок вступления в силу новых правил. По информации «Консультант Плюс» (см.: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=125209 ) постановление было опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 16.01.2012, № 3, ст. 417. Номер журнала должен был выйти в свет 27 - 30 января.

Согласно общему порядку для Постановлений Правительства, они вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования, т.е., в данном случае, с 24 января 2012 года. В то же время статья 5 части первой Налогового Кодекса РФ предусматривает, что изменения законодательства о налогах должны вступать в силу не ранее начала очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость, т.е. с 1 апреля 2012 года.

По неофициальной информации компании «Консультант Плюс», ФНС в настоящее время готовит разъяснения по этому вопросу.

Составление и регистрация счетов-фактур

Думаю, что бухгалтерам предстоит в ближайшее время приложить серьезные усилия по освоению новых правил заполнению формы счета-фактуры. Среди требований есть несколько таких, которые напрямую относятся к делопроизводству.

Прежде всего, в форме счета-фактуры предусмотрено, что все исправления, внесенные в счет фактуру, должны учитываться, а все изменения - регистрироваться. В зависимости от того, какого рода эти изменения, придется составлять либо корректировочную счет-фактуру, либо создавать новую версию старой. Корректировочная счет-фактура выставляется в случае, если изменения произошли в результате выполнения определенных условий договора, согласно которым изменяется цена и (или) количество (объем) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (см. п. 3 ст. 168 Налогового кодекса РФ).

В случае если изменения произошли «в результате исправления технической ошибки, возникшей в результате неправильного ввода данных о цене и (или) количестве отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в информационные системы, используемые для ведения бухгалтерского и налогового учета, или в связи с арифметической ошибкой продавца» (см. Письмо Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 03-07-09/44), то создается новая версия счета-фактуры, содержащая информацию о номере исправления и дате его внесения (строка 1-а).

Это может серьезно усложнить внесение любых исправлений в счета-фактуры. Сейчас технически исправления вносятся гораздо проще.
Было: «Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914)

29. Не подлежат регистрации в книге покупок и книге продаж счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

Стало: «Форма счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и правила его заполнения» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1137)

7. В счета-фактуры, составленные с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137 на бумажном носителе или в электронном виде, исправления вносятся продавцом (в том числе при наличии уведомлений, составленных покупателями об уточнении счета-фактуры в электронном виде) путем составления новых экземпляров счетов-фактур в соответствии с настоящим документом.

В новом экземпляре счета-фактуры не допускается изменение показателей, указанных в строке 1 счета-фактуры, составленного до внесения в него исправлений, и заполняется строка 1а, где указывается порядковый номер исправления и дата исправления.
Теперь придумана такая «незамысловатая» схема, что разобраться в ней, не имея технического образования и «без пол-литры» нелегко. Думаете, я преувеличиваю? Судите сами:
7. При внесении в счет-фактуру исправлений после составления к нему одного или нескольких корректировочных счетов-фактур в графах 3 - 6, 8 и 9 исправленного счета-фактуры указываются показатели без учета изменений, указанных в графах 3 - 6, 8 и 9 по строке Б (после изменения) и в графах 5, 6, 8, 9 по строкам В (увеличение), Г (уменьшение) одного или нескольких корректировочных счетов-фактур, составленных к этому счету-фактуре.
Стоит обратить внимание на то, что впервые установлены требования к порядку нумерации счетов-фактур (п.1 Приложения № 1), различающиеся в зависимости от того, кто составляет счет-фактуру.

Таблица 1. Требования к порядку формирования номера счета-фактуры

С моей точки зрения, теперь возникает потребность во внутреннем нормативном регулировании порядка нумерации счетов-фактур в организации, поскольку нарушение установленных Постановлением Правительства требований может послужить поводом для отказа в возврате НДС.

Изменены требования к порядку подписания счетов-фактур:
  • Если раньше в форме счета-фактуры была предусмотрена подпись руководителя организации и главного бухгалтера, то теперь вместо них счета-фактуры могут пописать «иные уполномоченные лица»,

  • При составлении организацией счета-фактуры в электронном виде показатель «Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо» не формируется.
Получается, что требования к оформлению счетов-фактур на бумажных и электронных носителях различаются, что, с моей точки зрения, в корне неправильно. Неизбежно возникает вопрос: если при составлении счета-фактуры в электронном виде считается достаточным подписание его руководителем (или уполномоченным им лицом), то зачем требовать две подписи при составлении счета-фактуры на бумаге?

Источник: Консультант+
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=124837

Комментариев нет:

Отправить комментарий