четверг, 8 декабря 2011 г.

Правительство решило создать «Единую систему идентификации и аутентификации»

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. № 977 принято решение о создании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее ЕСИА), и утверждены требования к ней.

Министерство связи и массовых коммуникаций будет государственным заказчиком создания и эксплуатации ЕСИА, а также оператором указанной системы. Оно же будет осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти по использованию ЕСИА. (п.2 Постановления).

Министерство должно до 1 апреля 2012 года утвердить положение о системе, и до 15 апреля 2012 года обеспечить ввод ее в эксплуатацию (п.4). (Интересно, а почему не до 31 декабря 2011 года? Что-то многовато времени дают… - Н.Х.)

С этой даты федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов должны будут осуществлять идентификацию, аутентификацию, авторизацию и регистрацию граждан и организаций с помощью системы ЕСИА, которая  должна будет обеспечивать санкционированный доступ участников информационного взаимодействия в к информации, содержащейся в государственных информационных системах, муниципальных информационных системах и иных информационных системах, в следующих целях (п.1):
  • предоставление государственных и муниципальных услуг
  • исполнение государственных и муниципальных функций
  • формирование базовых государственных информационных ресурсов, определяемых Правительством РФ;
  • межведомственное электронное взаимодействие;
  • иные цели, предусмотренные федеральными законами, актами Президента РФ и актами Правительства РФ.
Доступ к информации должен будет предоставляться с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем (п.2). Осуществляться доступ к информации должен будет с использованием простых электронных подписей и усиленных квалифицированных электронных подписей, в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ (Эх, никому не нужны неквалифицированные подписи, даже усиленные! – Н.Х.).

Участниками информационного взаимодействия будут:
  • должностные лица федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, а также иных организаций; и

  • заявители - физические и юридические лица.
ЕСИА должна обеспечивать взаимодействие государственных информационных систем, муниципальных информационных систем и иных информационных систем, которые используются участниками информационного взаимодействия (п.4).

Основные функции ЕСИА (п.5) следующие:
  • идентификация, аутентификация и авторизация участников информационного взаимодействия,

  • формирование перечня прошедших идентификацию и аутентификацию информационных систем, участников информационного взаимодействия, органов и организаций, а также их идентификаторов в регистрах единой системы идентификации и аутентификации.
Единая система идентификации и аутентификации должна будет включать в себя следующие регистры (п.6):
  • регистр физических лиц
  • регистр юридических лиц
  • регистр должностных лиц органов и организаций
  • регистр органов и организаций
  • регистр информационных систем.
Мой комментарий: Честное слово, несколько раз прочитав данный документ, я так до конца и не поняла, что это за «зверь», какова функция создаваемых в его рамках регистров (не будут ли они дублировать информацию, которая уже есть, в других государственных информационных системах?), - и как можно всё это осуществить за три месяца, в которые к тому же попадает множество праздничных дней и выборы Президента.

Проблемы с пониманием возникли не только у меня, у ряда куда более сведущих в этой области экспертов появление этого документа также вызвало вопросы. Так, Виктор Гриднев по поводу этого Постановления Правительства сказал следующее (см. http://www.gridnev.info/?p=299 ): «Если это то, что я думаю, то это значит что в SIA запихнуть должны запихнуть все то, что есть в ФМСе, ФНСе, и еще пару тройку БД из трех-четырех министерств - но это невозможно. Тогда возникает вопрос – “Что конкретно Минкомсвязь предполагало, когда готовило эту бумагу?”».

Далее Виктор пишет: «”Меня терзают смутные сомнения”, что выпустили очередное Постановление в интересах отдельного оператора, и это Постановление ляжет “граблями” на дороге формирования и создания электронного правительства в РФ». Ну что же, поживём - увидим, куда это Постановление вывезет...

Источник:  Консультант Плюс / блог Виктора Гриднева
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122455
http://www.gridnev.info/?p=299

2 комментария:

  1. Мне так кажется, что пытаются построить связку персона - полномочия установленные в организации в отношении конкретной ИС, вот поэтому и потребовалась эта куча реестров-регистров. Вот тут ещё это обсуждается на примере: http://www.gosbook.ru/node/40899#comment-41343
    Но есть другой серьёзный вопрос - эти реестры будут сопровождать профильные ведомства или весь пакет будет создаваться в рамках МКС как бы заново?

    ОтветитьУдалить
  2. Вообще говоря, с точки зрения информационной системы предприятия описывается довольно стандартная штука - единый подход к аутентификации лиц. В принципе, это оправданно, чтобы опять же граждан не гонять за новыми логинами, но с другой стороны иногда не требуется полная идентификация, а только авторизация. Вот здесь могут быть проблемы. Мне кажется, что слово авторизация - лишнее.
    Пока не многие могут вообще объяснить что это за понятие такое, применительно к аабстрактной системе.
    Возможно, это попытка замкнуть управление правами пользователя на "центр", избавив оператора услуги от необходимости вести реестр прав и матрицу доступа.

    ОтветитьУдалить