среда, 2 ноября 2011 г.

Организация взимания платы за государственную информацию может стать увлекательным занятием

Продолжим обсуждение системы оплаты предоставляемой заявителям государственной информации. Напомню, что Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. №860 утверждены «Правила взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в которых описана и процедура организации взимания платы за информацию и порядок её предоставления как на платной, так и на бесплатной основе.
То, как предлагается организовать процесс оплаты, с моей точки зрения, станет большой головной болью не только для потребителей информации, но и для самих государственных органов.

Во-первых, обработка запросов на предоставление информации станет существенно более сложной. Ведь при регистрации запроса определить, каким он окажется, - платным или бесплатным, - можно далеко не всегда, а уж точно определить объем предоставляемой заявителю информации в этот момент невозможно.

Во-вторых, документом установлено, что информация для исполнения запроса по сути дела должна быть подготовлена в течение семи рабочих дней со дня его регистрации, поскольку именно в этот момент государственный орган должен сообщить заявителю, сколько денег и за что он собирается с него получить. Думаю, государственным органам могли бы очень пригодиться для этого ясновидящие и экстрасенсы :)
«Правила взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (утв. постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 860)

10. В случае если в соответствии с настоящими Правилами за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления будет взиматься плата, об этом сообщается пользователю информации, направившему запрос, в течение 7 рабочих дней со дня регистрации полученного в установленном порядке запроса. При этом указываются:
а) объем и формат запрашиваемой информации;
б) размер расходов на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов, в том числе стоимость компьютерного накопительного устройства, приобретаемого государственным органом или органом местного самоуправления в случае, если соответствующее устройство не предоставлено пользователем информации;
в) размер платы за пересылку запрашиваемых документов и (или) материалов в полном объеме по почте (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил);
г) информация, необходимая для заполнения платежного документа на перечисление платы за предоставление запрашиваемой информации, - в порядке, установленном для перечисления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
д) срок внесения пользователем информации платы за предоставление запрашиваемой информации, не превышающий срок рассмотрения запроса, установленный статьей 18 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Для информации: Статья 18 «Запрос информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусматривает рассмотрение запроса в течение 30 дней со дня регистрации, с возможность увеличения этого срока, при необходимости, ещё на 15 дней. Как показывает практика, с точностью подсчитать объемы информации можно только после выполнения запроса в полном объеме, - и то возможны варианты, связанные, например, с выбором файловых форматов для информации, предоставляемой в электронном виде.

В случае предоставления информация за плату, на её получателя возлагается и оплата почтовых расходов (п. 5).

Вполне возможно, что заинтересованные в информации граждане и организации будут оптимизировать свои затраты, и, как следствие, вместо одного объемного запроса, государственные органы будут получать несколько более-менее неперекрывающихся запросов (возможно, поданных от имени разных лиц), сформулированных таким образом, чтобы затребованный объем информации, по возможности, не превышал бесплатного лимита.

В духе освоения современных технологий «по-нашенски», платная электронная информация будет записываться на носитель и пересылаться обычной почтой. Про надёжность и скорость нашей почты, думаю, говорить не нужно - будут задержки с доставкой, пропажи, и, соответственно, судебные иски и обращения в прокуратуру.

И это при том, что в бизнесе уже давно и успешно используются технологии, которые позволяют через интернет-магазины приобретать необходимую информацию, проводя её оплату через электронные кошельки.

Самое интересное, что документ совершенно не продуман с точки зрения защиты государственных органов от обвинений в нарушении законодательства в доступе к государственной информации. Непонятно, что должен делать государственный орган, если оплата за информацию не поступит. Учитывая, что все, что связано с финансами, как правило, существенно увеличивает риски судебных исков, государственным органам придется весьма поднапрячься, чтобы продумать такую технологию взаимодействия с заявителем, которая бы позволяла тщательно задокументировать следующие факты:
  • Факт оповещения заявителя о платности информации и её стоимости. Без проблем все это можно сделать, только посылая обычной почтой заказные письма. При использовании электронной почты у органов государственной власти могут возникнуть трудности с доказыванием факта направления в срок информации о стоимости услуги заявителю.

  • Факт предоставления бесплатной информации путем её пересылки по электронной почте.

  • Факт проверки работоспособности отправляемого носителя информации. В случаях, когда информация будет пересылаться почтовой связью на электронных носителях, возможны жалобы получателя на нечитаемость полученного носителя.

  • Факт проверки работоспособности выданного на руки носителя информации. Если заявитель захочет получить информацию лично, то, возможно, стоит в его присутствии проверить носитель на читаемость, а с заявителя взять расписку в получении им работоспособного носителя информации.
Государственным органам придётся отслеживать оплату услуг и вести соответствующий учёт. В постановлении явным образом сказано, что информация будет передана заявителю только после оплаты:
12. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предоставляемая на платной основе, направляется (передается) пользователю информации после оплаты им предоставления указанной информации.
Гражданам и организациям можно дать несколько «зловредных» рекомендаций:
  • Закон говорит о праве на информацию, а не о праве (как это записано в законодательстве ряда стран) на получение только уже имеющихся у государственного органа документов. Этим можно попытаться воспользоваться, и попросить государственный орган не присылать объёмных копий многочисленных документов, а дать краткое резюме по интересующему вопросу.

  • При составлении запроса учитывайте, что объем бесплатной информации ограничен. Старайтесь четко сформулировать запрос таким образом, чтобы на него можно и нужно было ответить, не присылая Вам многостраничные документы.

  • Если Вам необходимо получить из государственного органа многостраничный документ, то запрос можно попытаться разбить на несколько, в каждом из которых запросить по 10-20 страниц.

  • Запрашивая информацию в электронном виде, укажите в запросе предпочтительные для Вас файловые форматы, с учётом того, как это повлияет на объёмы данных. Например, в форматах docx или odt объём того же документа может оказаться в 10 раз меньше по сравнению с форматом doc. Документы в виде текста всегда меньше, чем в виде графических образов.

  • Если, с Вашей точки зрения, государственный орган явно завышает стоимость своих услуг, помните, что Кодекс об административных правонарушениях предусматривает привлечение должностных лиц к ответственности за незаконное взимание платы за информацию. Возможна жалоба в прокуратуру.
    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

    Статья 13.28. Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    2. Незаконное взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо нарушение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным законом такая плата установлена, -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
  • На необоснованные расценки можно также попробовать подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу, на том основании, что государственный орган злоупотребляет своим монопольным положением на рынке оказания платных услуг по предоставлению имеющейся у него информации.
Оценивая Постановление Правительства в целом, я считаю, что подобный сырой и непродуманный в деталях нормативный документ не столько организует работу по предоставлению информации, сколько создает дополнительные проблемы как для государственных органов, так и для заявителей.

Источник: Консультант+
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120862

Комментариев нет:

Отправить комментарий