среда, 28 сентября 2011 г.

Ведущие ведомства страны отчитались о своей готовности к оказанию государственных услуг с 1 октября 2011 года

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин 26 сентября 2011 года провёл совещание по вопросу предоставления государственных услуг населению. Отчитывались Минэкономразвития, Минкомсвязь, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд, Федеральная миграционная служба. Речь пока что шла только о готовности к межведомственному взаимодействию на федеральном уровне, и все  присутствующие заявили, что они «всегда готовы».

Путин подчеркнул, что «это очень важный этап в реализации нашего системного проекта по совершенствованию эффективного, современного государственного механизма управления», отметив при этом, что «все вопросы, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг, с внедрением здесь современных технологий, мы должны открыто обсуждать с гражданами, с людьми, с институтами гражданского общества, с предпринимательскими объединениями, с теми, кому предстоит пользоваться этими новыми возможностями. И нужен, конечно, очень скрупулёзный учёт конструктивных идей, предложений и критических замечаний».

Отмечая очередной раз проблему «грязных данных», накопившихся в государственных органах, В.В. Путин фактически установил срок, – 1 июля 2012 года, - до которого эти данные необходимо «проверять, своевременно учитывать и вносить коррективы», чтобы «наладить к нужному времени нужный объём и нужное качество работы».

Важно и то, что руководитель Правительства  в своей вступительной речи предположил возможность появления каких-либо сбоев в работе системы, но он считает возможным, что «хотя бы к концу следующего года система заработала в полном объёме и эффективно» (Как интересно! Все говорят о стартовой готовности, а руководитель Правительства надеется лишь, что к концу 2012 года хоть что-то заработает! – Н.Х.)

После такого жизнеутверждающего вступления наши ведущие ведомства, наиболее продвинутые в области информационных технологий и отвечающие за наиболее массовые и востребованные государственные услуги, доложили о своих достижениях.

Э.С.Набиуллина рассказала о работе по подготовке к переходу на межведомственное взаимодействие, в результате которой были разработаны технологические карты на 337 услуг, оказываемых федеральными ведомствами и требующих межведомственного взаимодействия. Всего в этих процессах используется 988 видов документов, при этом удалось сократить их количество на 311, которые оказались избыточными (Это стоит взять на заметку: треть видов документов – ненужные, и от них можно отказаться. - Н.Х.).

Набиуллина привела интересные данные по объему возможного межведомственного взаимодействия на примере Росреестра. В Росреестр поступает ежегодно около 26 млн. обращений на регистрацию, 68 млн. обращений или запросов на информацию. По значительной части этих обращений (как минимум 10 млн.) нужны выписки из единого реестра юридических лиц, который ведется ФНС. Оценивая затраты на изготовление и получение одной такой выписки в 100 рублей, Минэкономразвития считает, что при переходе на межведомственное электронное взаимодействие в данном случае экономия для граждан и бизнеса составит «где-то 1 миллиард рублей».

Сам Росреестр выдаёт справки в 33 ведомства по 88 услугам, что составляет примерно 35–40 млн. обращений в год. Это тоже переводится на межведомственное взаимодействие. Пилотные проекты проводятся в трех регионах– Башкортостане, Волгограде и Самаре.

Ведомства весьма серьезно готовятся к неприятностям при начале работы в электронной среде. По словам Набиуллиной, «в первые недели, особенно первые 10 дней, во всех ведомствах будут открыты горячие линии, для того чтобы получать данные от граждан, от бизнеса, настраивать систему».

По оценке В.В. Путина «пока эта система не будет доведена до регионального уровня, значит – в полноценном режиме работать не сможет. Но всё-таки между федеральными органами нужно налаживать систему уже сейчас».

Директор Федеральной миграционной службы К.О.Ромодановский также бодро пообещал, что  «полноценная работа по межуровневому и межведомственному взаимодействию позволит сократить оформление загранпаспорта для населения с 30 до двух-трёх дней с доставкой до «миллионников» Российской Федерации». ФМС «запускает» сразу 14 госуслуг. Сегодня через портал госуслуг  ФМЧ оказывает  650 тыс. электронных услуг, а всего ФМС оказывает 65 млн услуг в год.

Руководитель Федеральной налоговой службы М.В. Мишустин обратил внимание на то, что  ФНС является «поставщиком фактически в 57% случаев востребованности той или иной процедуры, когда необходимо межведомственное взаимодействие». Это, прежде всего, информация из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а на третьем месте – еще один Единый государственный  реестр, который также ведет ФНС, - реестр налогоплательщиков.

Само же ведомство при своих взаимоотношениях с налогоплательщиками использует информацию от 15 ведомств. В этой связи, М.В. Мишустин очередной раз посетовал на проблему грязных данных, которая накапливалась годами.

А.В.Дроздов, председатель правления Пенсионного фонда РФ рассказал о ходе реализации услуги по представления информации по СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счёта), «который является идентификатором для всех федеральных органов исполнительной власти и субъектов в части баз данных по физическим лицам». С 1 октября ПФ РФ для всех федеральных органов и субъектов РФ в ответ на запросы, содержащие фамилию, имя, отчество, дату рождения и пол будет сообщать СНИЛС, а при указании в запросе СНИЛС - подтверждать его правильность.

С этой целью ПФ провел предварительную сверку своих баз данных с крупнейшими базами данных других ведомств, в частности с ФМС (сведения на 150 млн. человек), с ФНС и Росреестром. ПФ РФ в течение одного дня планирует обрабатывать несколько миллионов запросов.

С 1 октября  2011 г. Пенсионный Фонд  вводит две госуслуги, которые требуют межведомственного документооборота: взаимодействие с налоговой службой по регистрации всех видов юридических лиц, и возможность распоряжения средствами материнского и семейного капитала. Остальные услуги (ещё дюжина, связанные с пенсиями и пособиями) будут вводиться с 1 июня 2012 года.

В конце совещания о программном обеспечении СМЭВ отчитался И.О.Щёголев.
Он заявил, что сейчас к системе межведомственного электронного взаимодействия «подключены все органы федеральной власти, в том числе те, которые непосредственно не участвуют в этом взаимодействии, но в случае если такая потребность возникнет, они через эту систему данные могут запросить». Щеголев похвалил систему, охарактеризовав её как надежную, распределённую и способную обрабатывать сейчас до 2 млн. обращений в сутки. (Если один только ПФ готовится отрабатывать до 1 млн. запросов в день, то, возможно, «труба» окажется узковата – Н.Х.). Ориентируясь на цифру 560 млн. обращений в год, Щёголев считает, что система «уже с избытком покрывает ежегодные потребности», и, при необходимости, сможет обрабатывать «даже больше миллиарда в сутки» (Он так и сказал – «в сутки», хотя ясно, что имел в виду «в год» - Н.Х.).

Мой комментарий: Материалы заседания наглядно показывают, что эксперты не ошибались, ещё в самом начале реализации этого проекта предупреждая о невозможности сразу во всей     стране и во всех органах государственной власти перевести на электронные рельсы всю систему государственного управления.

Многие специалисты считали более правильным начинать (как это делают за рубежом) с  наиболее востребованных организациями и населением услуг, оказываемых продвинутыми в плане ИТ министерствами и ведомствами, отладить на них технологию, и только потом постепенно, без суеты расширять эту деятельность. Сейчас, похоже, это начинают понимать и идеологи проекта.

Оговорки практически всех участников о возможных трудностях и о примерных сроках наступления того счастливого дня, когда СМЭВ заработает в полном объеме, говорят о том, что полномасштабного тестирования СМЭВ с одновременным подключением большой группы федеральных органов не проводилось. Так что в начале октября нас ждет любопытный эксперимент.

Источник: Официальный сайт Правительства Российской Федерации
http://government.ru/docs/16554/#

1 комментарий:

  1. Н.А. Храмцовская: «Многие специалисты считали более правильным начинать (как это делают за рубежом) с наиболее востребованных организациями и населением услуг, оказываемых продвинутыми в плане ИТ министерствами и ведомствами, отладить на них технологию, и только потом постепенно, без суеты расширять эту деятельность. Сейчас, похоже, это начинают понимать и идеологи проекта».

    С.В. Дроков: Есть также специалисты, которые предлагают не заниматься «доморощенностью», чреватую дальнейшими последствиями. Считают, что «доморощенность» обуславливается отсутствием профессиональных знаний в прямом использовании и применении, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 № 677 (в ред.), общероссийских классификаторы технико-экономической и социальной информации.

    Общероссийские классификаторы – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании (еще раз: являющиеся обязательными sic!):

    - государственных информационных систем,
    - информационных ресурсов,
    - межведомственного обмена информацией.

    Предлагаю открыть Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) и самостоятельно убедиться, насколько далека структура обозначенных на «начальном пути» идентификация электронных услуг населению от «прописанного» объема.

    Для чего же «коверкается» архитектура услуг населению? На то есть серьезные (в т.ч. «политическая») составляющие, связанные с правоприменением… Но это… другая история. :)) С уважением С.В. Дроков

    ОтветитьУдалить