среда, 15 сентября 2010 г.

Облачные вычисления: Последствия для архивистов и специалистов по управлению документами - часть I

Поводом для этого поста послужила рекомендация анонимного зарубежного коллеги посмотреть одну из публикаций американской Национальной ассоциации государственных архивистов и специалистов по управлению документами NAGARA, специально посвященную определению и основным характеристикам «облачных вычислений», по адресу http://www.nagara.org/associations/5924/files/Crossroads_2009_3.pdf . Мне кажется, что перевод основных положений этого документа будет интересен и нашим специалистам.

Главный совет следующий: если организация намеревается внедрить облачные вычисления, то очень важно убедиться, что все заинтересованные стороны - в том числе потенциальные поставщики «облачных» решений - одинаково понимают, что же, собственно, предлагается. С делопроизводческой и архивной точек зрения, без такого ясного понимания предложений будет очень трудно определить последствия перехода на облачные вычисления для управления документами.

Документ рекомендует использовать определение «облачных вычислений», данное американским Национальным институтом стандартов и технологий (NIST). В плане облачных вычислений, именно NIST отвечает за то, чтобы способствовать эффективному и безопасному использованию этой технологии в государственных органах и в отраслях экономики, публикуя технические рекомендации и продвигая стандарты.

Определение «облачных вычислений»


Облачные вычисления являются моделью предоставления по требованию удобного сетевого доступа к совместно используемому пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетей, серверов, систем хранения, программных приложений и сервисов), которые могут быть быстро затребованы и получены с минимальными организационными усилиями и минимальным взаимодействием с поставщиком услуг. Такая «облачная» модель способствует доступности ресурсов. В ней можно выделить 5 основных характеристик, три модели обслуживания, и четыре модели развертывания.

Основные характеристики:

Самообслуживание по мере необходимости. Потребитель может, по мере необходимости, в одностороннем порядке получить вычислительные ресурсы, такие как серверное время и сетевые ресурсы для хранения данных, в автоматическом режиме, не требующем взаимодействия человека с поставщиком каждой из услуг.

Широкий сетевой доступ. Ресурсы доступны по сети, и доступ к ним осуществляется с помощью стандартных механизмов, способствующих использованию разнородных тонких и толстых клиентских платформ (например, мобильных телефонов, ноутбуков и КПК).

Объединение ресурсов в пул. Вычислительные ресурсы поставщика услуг объединяются в пул для обслуживания ряда потребителей с использованием многопользовательской  модели, - при этом различные физические и виртуальные ресурсы динамически назначаются и переназначаются в соответствии со спросом со стороны потребителей. Имеется определенная независимость от местоположения, поскольку клиент обычно не имеет какого-либо контроля или знаний относительно точного расположения предоставляемых ресурсов; в то же время может иметься возможность задать местоположение на более высоком уровне абстрагирования (например, на уровне страны, штата или центра обработки данных). Примерами ресурсов являются системы хранения и обработки, память, пропускная способность сети и виртуальные машины.

Оперативная гибкость. Ресурсы могут предоставляться быстро и гибко, в некоторых случаях автоматически, обеспечивая быстрое масштабирование и быстрое освобождение ресурсов. С точки зрения пользователя, возможности получения ресурсов часто представляются неограниченными, и могут быть приобретены в любом количестве и в любое время.

Измеримая услуга. «Облачные» системы автоматически контролируют и оптимизируют использование ресурсов, опираясь на возможность проведения измерений на определенном уровне абстракции, соответствующем данному виду услуг (это может быть, например, хранение, обработка, пропускная способность, активные учетные записи пользователей). Использование ресурсов можно отслеживать, контролировать, и о нём можно извещать, обеспечивая прозрачность как для поставщика, так и для потребителя соответствующей услуги.

Модели обслуживания

Облачное программное обеспечение как услуга (SaaS, Software as a Service). Потребителю предоставляется возможность использовать программные приложения поставщика услуг, работающие в «облачной» инфраструктуре. Приложения доступны из различных устройств через интерфейс «тонкого клиента», такой, как веб-браузер (например, услуги электронной почты, реализованной через веб-доступ). Потребитель не управляет и не контролирует используемую для оказания услуги базовую инфраструктуру, включающую сети, сервера, операционных системы, системы хранения, и даже отдельные возможности программных приложений, за исключением ограниченного набора пользовательских настроек конфигурации программных приложений.

Облачная платформа как услуга (PaaS, Platform as a Service). Потребителю предоставляется возможность развертывания в «облачной» инфраструктуре разработанных или приобретенных им программных приложений, созданных с использованием языков программирования и инструментов, поддерживаемых поставщиком услуг. Потребитель не управляет и не контролирует используемую для оказания услуги базовую инфраструктуру, включающую сети, сервера, операционные системы, системы хранения, но контролирует развернутые программные приложения и, возможно, конфигурацию хостинг-среды для этих приложений.

Облачная инфраструктура как услуга (IaaS, Infrastructure as a Service). Потребителю предоставляется возможность получения ресурсов для обработки и хранения данных, а также сетевых и других основных вычислительных ресурсов, на которых потребитель имеет возможность развертывать и запускать произвольное программное обеспечение (которое может включать операционные системы и программные приложения). Потребитель не управляет и не контролирует используемую для оказания услуги базовую облачную инфраструктуру, но контролирует операционные системы, системы хранения, развернутые программные приложения, и, возможно, ограниченно контролирует выбор сетевых компонент (например, сетевых экранов).

Модели развертывания

Частное облако (Private cloud). Облачная инфраструктура эксплуатируется исключительно в интересах одной организации. Управлять ею может как сама организация, так и третья сторона; и эта инфраструктура  может располагаться как на территории организации, так и вне её.

Коллективное облако (Community cloud). Облачная инфраструктура совместно используется несколькими организациями, поддерживая деятельность сообщества, объединяемого общими интересами (такими, как выполняемая миссия, требования к безопасности, политика, и вопросы исполнения законодательно-нормативных требований). Управлять инфраструктурой могут как сами организации, так и третья сторона; и эта инфраструктура  может располагаться как на территории организаций, так и вне её.

Публичное облако (Public cloud). Облачная инфраструктура предоставляется всем желающим или же большой отраслевой группе пользователей, и является собственностью организации, продающей услуги облачных вычислений.

Гибридное облако (Hybrid cloud). Облачная инфраструктура представляет собой объединение двух или более видов «облаков» (частного, коллективного и/или публичного), которые остаются отдельными объектами, однако взаимосвязаны друг с другом за счет использования стандартизованных или проприетарных технологий, позволяющих переносить данные и приложения (например, осуществлять  перенос нагрузки из одного облака в другое -  cloud bursting, - с целью балансировки нагрузки на «облака»).

(Окончание следует)

[ Дополнение от 3 июня 2011 года: Ещё один вариант перевода определения облачных вычислений NIST доступен по адресу http://cloud.sorlik.ru/definition.html ]

Источник: сайт NAGARA / сайт NIST
http://www.nagara.org/associations/5924/files/Crossroads_2009_3.pdf
http://csrc.nist.gov/groups/SNS/cloud-computing/
http://csrc.nist.gov/groups/SNS/cloud-computing/cloud-def-v15.doc

Комментариев нет:

Отправить комментарий