суббота, 18 сентября 2010 г.

Архивист двадцать первого века, насколько хорошо он подготовлен?

Лурд Фуэнтес-Хашимото, молодой французский архивист и участница группы «летучих репортеров» Международного Совета Архивов, говорит о беспокоящей её проблеме обучения новых поколений архивистов.

Уже как минимум лет пять, архивисты много говорят о проблемах архивного дела в электронную эпоху. Идет бесконечное обсуждение изменения профессии, необходимых трансформаций роли и функций архивиста, сложностей создания надежных архивных систем, способных справиться с экспоненциальным ростом объёмов информации. Нам всё время рассказывают о проблемах безопасности и целостности электронных документов.

Безусловно, это очень важные вопросы, влияющие на будущее профессии и на успех любого архивного проекта, и я сама регулярно пишу об этом в этом в своём блоге. Но должна констатировать, что мы редко задумываемся о подготовке архивистов. Но как же можно говорить о будущем профессии, не продумав вопросы обучения и подготовки? Архивист 21-го века, насколько хорошо он подготовлен? Готов ли он решать новые проблемы, встающие перед профессией? Достаточно ли он оснащен и обучен, чтобы взять на себя новые задачи? Я думаю, что ответом будет - НЕТ, он не готов.

Мне кажется, что мы должны всерьёз задаться вопросами подготовки архивистов,  как начальной подготовки, так и повышения квалификации. Можно продолжать говорить на всех мировых конференциях о сегодняшних проблемах нашей профессии, но, пока не будут продуманы вопросы профессиональной подготовки, у нас не будет прочной основы для продвижения вперед. Именно в этом заключается  настоящий вызов будущему нашей профессии.

Мне часто приходится слышать, что первоначальное обучение имеет не столь уж важное значение и вторично по сравнению с  практикой, поскольку именно практика формирует архивиста. Я согласна с тем, что практика имеет фундаментальное значение для нашей работы, но я также считаю начальную подготовку неотъемлемой частью нашей практики, особенно в первые годы работы по профессии. Именно эта подготовка закладывает ту основу, на которой мы строим дальнейшие проекты.

Я сейчас в Осло, участвую в конференции CITRA-2010, и я пользуюсь этой возможностью, чтобы обсудить эти вопросы с архивистами, с которыми у меня есть возможность встретиться. Я специально поднимаю эту тему в беседах с коллегами  из других стран, чтобы узнать, что они думают на этот счёт. И лишь очень немногие сомневаются в важности обучения и подготовки кадров для будущего нашей профессии.

Лурд Фуэнте-Хашимото (Lourdes Fuentes Hashimoto)

Источник: блог «Archives Online»
http://archivesonline.wordpress.com/2010/09/15/larchiviste-du-xxie-siecle-est-il-bien-forme/

4 комментария:

  1. Спасибо за возможность говорить здесь о наших проблемах. Начать подготовку архивистов надо с самого низового уровня - специалистов ведомственных архивов. Кто на местах (я говорю о провинции) ведет архивы в учреждениях, предприятиях и организациях? Молодые девицы, имеющие подчас лишь среднее образование, плохо представляющие себе делопроизводство (и кадровое тоже), а тем более ведение архива. Случается, что в службе делопроизводства работают люди с высшим образованием (чаще педагогическим), но они настолько же далеки от понимания архивного дела. Я работаю начальником муниципального архива. В Списке № 1 - источников комплектования у меня 35 учреждений, из них в двух организациях имеются освобожденные архивариусы (суд и Центральная районная больница). Во всех остальных выполнение работы по подготовке документов к передаче в архив - тяжкий, непосильный (?)и непонятный труд. Ежегодно для них проводятся семинары начальником архивного отдела - все плохо. Редко кто качественно и в полном объеме выполняет такие простые на вид процедуры, как подшить документы, пронумеровать листы и т.д. Этот труд не оплачивается, нет никакого стимула делать даже самую простую работу по архиву. "Ответственные лица за архив" - само название какое-то глупое. Отсюда возникает масса проблем, первая из которых - утеря документов по прошествии буквально 5 лет, даже подшитых и подготовленных к передаче в архивный отдел. Ладно, об этом могу писать долго. Выводы лично мои таковы: на уровне государственных структур должна быть система серьезных проверок ведения делопроизводства, и не специалистами того же ведомства (например, мин-во образования проверяет отдел образования в районе), а ведомства, контролирующего делопроизводство и архивное дело. Вы скажете, что это и есть система Росархива. Но они такой функции не выполняют, а на начальников архивных отделов на муниципальном уровне смотрят как средней руки специалистов (кроме того, что основную массу своего рабочего времени я трачу на составление справок по личному составу, а не пекусь о ведении делопроизводства в районе). Документы в организациях при смене руководителей и специалистов не передаются по акту. Самое главное, за это нет никакого наказания. Ушел человек с работы, пришедший на его место не просто не знает, где лежат документы, но и какие заводились вообще. По-моему, делопроизводству надо обучать уже со школьной скамьи (начиная с составления грамотного заявления о приеме на работу). Масса колледжей, училищ, где в изобилии присутствуют рабочие специальности, но есть ли такие, где дают элементарные представления о работе с документами по личному составу (речь не о столицах). А ведь такие документы заводятся в любой организации! Грамотный специалист по делопроизводству, а значит и знающий принципы архивного дела, нужен везде. Я не говорю об уровне муниципальных архивов и тем более о региональных. Начинать надо бить тревогу с самого низового уровня! Благодарю, что дочитали, может быть этот мой крик кем-то нужным будет услышан. Харитонова Наталья

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемая Наталья, я полностью разделяю Ваше беспокойство и тревогу. Давайте теперь и я скажу о тех «болевых точках», которые, как мне кажется, требуют внимания.

    Итак, образование. Поверите ли, но столько специалистов ДОУ и архивного дела разного уровня (особенно с высшим образованием), сколько готовят наши ВУЗы, вряд ли готовит вся остальная Европа вместе с США. По части работы с «бумагой» готовят, по уровню знаний, неплохо. Но лучшие из них на работу по специальности часто не идут – слишком маленькие зарплаты и низкий статус (в государственных органах не дают даже статуса государственного служащего, хотя там вся работа – сплошное делопроизводство). Пока этот вопрос не решится, пока труд архивиста и специалиста ДОУ будет ассоциироваться главным образом с неперспективной, малоинтересной и тяжёлой технической работой, все остальные меры будут напрасными. Никакие проверки этого не исправят.

    В государственных органах в ближайшее время ситуация может даже ухудшиться, сначала в связи с попытками сократить расходы на их содержание, а потом – в связи с внедрением электронного документооборота и архивного дела, для обслуживания которых придется, видимо, доучивать ИТ-специалистов (поскольку IMHO нынешние выпускники ВУЗов с делопроизводческим / архивным образованием с этой работой не справятся). Повышенное внимание к электронным технологиям вполне способно привести к тому, что нужды бумажного делопроизводства и архивного дела будут на какое-то время отодвинуты на третий план.

    В коммерческих организациях сейчас потребность в специалистах ДОУ и даже в архивистах растет (поскольку требования по работе с документами сильно ужесточились, и уже становится экономически выгодно нанимать хороших специалистов), но тут уже возникают другие проблемы. Наше образование минимум на четверть века отстало от жизни – и дело не только в том, что очень слабо выпускники ориентируются в современных технологиях (и не только в электронных – например, многие ли в состоянии экономически эффективно организовать использование услуг внеофисного хранения?).

    Коммерческим организациям архивисты и делопроизводители, знающие только Правила работы архивов и Типовую инструкцию по делопроизводству, не особо нужны – нужны думающие, гибкие люди, хорошие организаторы, способные как следует наладить работу с теми документами, которые вовлечены в основные бизнес-процессы организации и тем помочь ей зарабатывать деньги и/или сократить издержки и штрафы, - а это сплошь и рядом не ОРД и не документы постоянного срока хранения, а, скажем, первичные бухгалтерские документы и договора. Получается, что растет спрос на бизнес-архивистов, а специалистов готовят по-прежнему с ориентацией на работу в госархивах.

    IMHO не нужно строить иллюзий о повсеместной востребованности специалистов ДОУ и архивного дела. Мировая тенденция заключается в том, что обязанности по делопроизводству всё больше будут перекладываться на плечи сотрудников деловых подразделений, и «уполномоченные по делопроизводству» со временем вымрут точно так же, как вымерли машинистки. Выживут, в основном, высококвалифицированные организаторы работы с документами и информацией, и некоторое количество технического персонала.

    ОтветитьУдалить
  3. Вы такая умница, Наташа! Я очень благодарна Вам за Ваш грамотный подход, за Ваше неравнодушие, радение (м.б. это слово сродни слову "радость"?) нашему общему делу. С уважением и нижайшим поклоном Наташа Харитонова

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо Наташа за добрый слова! :)) Они придают силы - понимаешь, что работаешь не зря! :))

    ОтветитьУдалить