пятница, 26 марта 2010 г.

Информационную систему сдал … информационную систему принял

То, что информационные системы являются основой современного государственного управления, наверное, уже не требует доказательств. Однако при поведении различных реорганизаций министерств и ведомств о них частенько забывали. Во всяком случае, до последнего времени я не встречала в официальных документах органов государственной власти какую-либо информацию о том, чтобы, при передаче от одной государственной структуры в другую тех или иных функций государственного управления, осуществлялась и передача поддерживающих эти функции информационных систем. Именно поэтому я с большим интересом познакомилась с содержанием постановления Правительства РФ от 09.03.2010 № 136  «О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации».

В постановлении перечисляются виды и содержание нормативных документов, которые должна разработать Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка - по согласованию с Федеральной таможенной службой или самостоятельно (пп. 2 и 3). Должны быть разработаны и утверждены: «формы и порядок заполнения, а также сроки представления» документов, их «форматы и порядок представления в электронном виде». Кроме того, постановление требует от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, по согласованию с Федеральной таможенной службой, «заключить соглашение об информационном взаимодействии в рамках единой информационной системы, включающее в себя перечень и порядок передачи информации» (п.2в).

Самостоятельно Федеральная службе по регулированию алкогольного рынка должна разработать и утвердить следующие документы:
Постановления Правительства РФ от 09.03.2010 № 136  «О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации»

3. Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка в 2-месячный срок утвердить:

а) порядок использования электронных цифровых подписей, ведения реестра сертификатов ключей электронных цифровых подписей и хранения аннулированных сертификатов ключей электронных цифровых подписей (включая содержание информации в сертификатах ключей электронных цифровых подписей и случаи утраты указанными сертификатами юридической силы) в единой информационной системе;

б) перечень информации, содержащейся в единой информационной системе, предоставляемой организациям;

в) порядок оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции;

г) перечень и формат информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую информационную систему.
На разработку всех перечисленных нормативных документов ведомствам отведён очень короткий срок – 2 месяца. Интересно, что, несмотря на большую любовь к ЭЦП, разработка каких-либо правил обеспечения сохранности подписанных с помощью ЭЦП электронных документов не предусматривается.

Дальше следует очень важный пункт: Федеральная налоговая служба, которая до сих пор занималась «алкогольной» информационной системой, должна передать эту систему новой Федеральной службе в работающем состоянии, со всей соответствующей документацией и с содержащейся в ней информацией.
4. Федеральной налоговой службе передать Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка информацию, содержащуюся в единой информационной системе (на электронных носителях), технические и программные средства, которые использовали налоговые органы для фиксации и передачи информации в указанную систему (включая средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации), соответствующую документацию и иные материалы, необходимые для осуществления полномочий по ведению единой информационной системы, в согласованных объемах в соответствии с планом передачи, утвержденным этими службами.
Мой комментарий: То, что правительство чуть ли не впервые позаботилось о сохранении ранее накопленной информации при передаче функций из одного ведомства в другое, - весьма показательное событие, говорящее об определенной зрелости.

Нужно сказать, что выполнение перечисленных требований – непростая задача, это ведь не передача мебели или оргтехники. Любая информационная система требует квалифицированного обслуживания, и если в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка не перейдут специалисты, которые занимались ею в ФНС, то у новой «алкогольной» службы могут возникнуть проблемы.

Источник: Гарант
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/235353/?garant_fed

Комментариев нет:

Отправить комментарий