понедельник, 15 марта 2010 г.

Смешанное взаимодействие при предоставлении сведений из кадастра недвижимости

Когда речь заходит о построении «электронного правительства» или использовании электронных документов в государственном управлении, у нас обычно не учитывается то, что в настоящее время идет постепенный переход от чисто бумажного делопроизводства не к чисто электронному, а к смешанному, в котором одновременно используются документы на различных носителях. А ведь на самом деле век чисто электронных документов наступит ещё очень не скоро!

В этой связи, именно своим подходом к налаживанию смешанного документооборота интересен «Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 27 февраля 2010 г. № 75.

«Порядком» установлено, что заявитель по своему усмотрению выбирает способ направления запроса (п.2). Для электронных документов предусмотрено целых три варианта подачи: через официальный сайт, электронной почтой, и с использованием веб-сервисов.
«Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости» (Утв. Приказом Минэкономразвития России от 27 февраля 2010 г. № 75)

2. Запрос представляется в орган кадастрового учета по выбору заявителя:
  • в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении;
  • в виде бумажного документа путем его отправки по почте с описью вложения;
  • в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет;
  • в электронной форме путем отправки XML-документа электронной почтой;
  • в электронной форме посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов.
Заявитель вправе сам выбрать и способ предоставления ему сведений (п.5), и здесь допускается очень интересный вариант – размещение материалов на официальном сайте для последующего скачивания заявителем.
«Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости» (Утв. Приказом Минэкономразвития России от 27 февраля 2010 г. № 75)

5. В запросе указывается один из следующих способов предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости:
  • предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении;
  • предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде бумажного документа, который направляется органом кадастрового учета заявителю посредством почтового отправления с описью вложения;
  • предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде электронного документа, который направляется органом кадастрового учета заявителю посредством электронной почты;
  • предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде электронного документа, размещенного на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет, ссылка на который направляется органом кадастрового учета заявителю посредством электронной почты.
С моей точки зрения, очень хорошо, что Минэкономразвития так тщательно продумал виды взаимодействия. Конечно, смешанный документооборот потребует от органов кадастрового учета значительных усилий при обработке информации и документов – все перечисленные потоки необходимо будет грамотно и оперативно сначала слить в единый внутренний поток обработки, а затем на выходе столь же аккуратно разделить на исходящие потоки.

Приятным сюрпризом оказалось появление положения о том, что «в случае представления запроса при личном обращении, такой запрос представляется в любой орган кадастрового учета независимо от места нахождения объекта недвижимости или территории, в отношении которых представляется такой запрос» (п.6). Это правило вступит в силу 1 января 2011 года. При всех остальных вариантах обращения, запрос нужно отправлять «в орган кадастрового учета по месту нахождения объекта недвижимости или территории, в отношении которых представляется такой запрос» (п.7).

При исполнении запросов органы кадастрового учета должны идентифицировать заявителя. При личном обращении это осуществляется путем предъявления документа, «удостоверяющего личность заявителя» или документа, «удостоверяющего личность представителя заявителя» и доверенности (пп. 8,9). Если же запрос представляется в электронном виде, то «доверенность должна быть представлена в форме электронного документа».

Все электронные документы должны быть подписаны ЭЦП.
18. Запрос, направляемый в электронной форме, подписывается электронной цифровой подписью заявителя или уполномоченного лица.
Учитывая, что в нашей стране ЭЦП ещё не очень распространены среди широкой публики, получается, что физические лица в массе своей по-прежнему будут подавать запросы в органы кадастрового учета только на бумажных носителях.

Достаточно подробно проработаны вопросы определения даты регистрации запроса и даты отправки ответов на них. Учитывая традиционно трепетное отношение к контролю исполнения, этот вопрос достаточно важен для органов государственной власти. Дата регистрации запроса напрямую связана с датой оплаты за предоставление сведений. Будет интересно посмотреть, как на самом деле будет работать этот механизм, поскольку нормативным документов предусмотрено несколько вариантов оплаты, и несколько способов контроля факта поступления денег.
30. Днем предоставления заявителю сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении, считается дата подписания такого документа, указанная в качестве его реквизита.

31. Днем предоставления заявителю сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством почтового отправления считается дата передачи почтового отправления (заказного письма с описью вложения) органом кадастрового учета организации почтовой связи для отправки заявителю.

32. Днем предоставления заявителю сведений в виде электронного документа считается дата отправки органом кадастрового учета электронного документа или ссылки на такой документ, указанная в реквизитах соответствующего электронного сообщения.
Электронный документ со сведениями из кадастра недвижимости «заверяется электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета» (п.28), а его бумажный собрат «подписывается уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета и заверяется оттиском печати данного органа» (п.29).

Кроме этого, в нормативном документе установлены требования к форматам электронных документов и ЭЦП, которые используются при получении информации.
37. Документы, в виде которых предоставляются сведения государственного кадастра недвижимости, а также запросы, если такие документы и запросы представляются в электронной форме, направляются в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

40. Средства ЭЦП, применяемые при подаче запроса и прилагаемых к запросу электронных документов, должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимы со средствами ЭЦП, применяемыми органом кадастрового учета.
Мой комментарий: Это уже не первый документ Минэкономразвития, регламентирующий работу органов кадастрового учета. Хочется отметить, что качество этих документов очень неплохое. Минэкономразвития явно старается очень аккуратно и продуманно регламентировать работу с электронными документами при ведении кадастра недвижимости.

Источник: Консультант+
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=98151

Комментариев нет:

Отправить комментарий