воскресенье, 28 марта 2010 г.

Яркая обратная сторона «правительства 2.0»: Готовы ли мы?

Предлагаю Вашему вниманию ещё один пост Андреа ди Майо по вопросам электронного правительства, опубликованный на блоге фирмы Гартнер  19 марта 2010 года.

Большая часть разговоров об «электронном правительстве» и «правительстве 2.0» вращается вокруг того, как органы государственного управления могут быть более прозрачными, предлагать новые возможности для участия граждан, давать возможность коммерческим организациям и отдельным лицам получать выгоду от «разработки» золотой жилы государственных машинно-читаемых данных. Есть, однако, еще один тонкий аспект, о котором стоит подумать. Это часть того, что я часто называют «другой стороной монеты» - обратный поток информации, показанный на приведенном ниже рисунке:


Мы создаём информацию и обмениваемся ей (на рис. – «данные сообщества») в различных формах: выкладывая фотографии на сайте Flickr, видео – на YouTube, точки зрения и истории - в блогах, контакты - на Facebook и LinkedIn, и так далее. Как все мы хорошо знаем, эта информация регулярно отслеживается ведомствами, задачей которых  является «шпионить» за нами с целью защиты национальной безопасности, предотвращения преступлений и преследования преступников. Недавняя статья на сайте ZDNet (см. http://blogs.zdnet.com/BTL/?p=31996 ) показывает, что социальные сети используют не только такие ведомства, как ФБР, - но также и налоговая служба (IRS), для контроля соблюдения налогового законодательства. Это не новость: даже в моей стране [Италии – Н.Х.], были примеры, когда информация, размещенная на негосударственных сайтах неправительственных служила основанием для начала расследований.

Был случай, когда 30 апреля 2008 года итальянская налоговая служба опубликовала на своём веб-сайте сведения о заявленном доходе и уплаченных налогах из налоговых деклараций всех граждан за 2005 год. Уже на следующий день налоговики убрали с сайта эти списки, но они и по сей день доступны в виде простых текстовых файлов в различных файлообменных сетях. Это, наверное, был крупнейший эксперимент по привлечению широкой публики к обработке государственных данных (crowdsourcing), который  когда-либо проводился государственными органами. Многие будут критиковать такие действия, как вторжение в частную жизнь, - хотя в ряде стран (например, в Швеции) существует практика свободного доступа к налоговым данных любого гражданина. Тем не менее, в таких странах, как Италия, где уклонение от уплаты налогов является очень серьёзной структурной проблемой, обращение к «мудрости» широкой публики имеет смысл.

Есть немало областей, в которых предоставление доступа к бòльшим объёмам информации о людях и коммерческих организациях, а также более глубокий анализ и объединение той информации, которую сами эти лица размещают на бесчисленных социальных сетях, могут быть в равной степени полезными и для государства, и для его субъектов. Помимо предотвращения и расследования разного рода преступлений, - как насчёт выявления типичных сценариев, моделей поведения и т.д. (patterns)? На основе этих данных могут быть приняты решения о том, где нужно повысить качество услуг. Скажем, группа людей, в рамках виртуального сообщества по «школьным» вопросам, может обсуждать проблемы с расписание школьных автобусов, в то время как другие люди могут обмениваться мнениями по проблеме стимулирования экологически-чистых технологий, дискутируя на сайте Facebook о характеристиках различных плазменных экранов. Есть масса самых неожиданных мест, где можно отыскать информацию, имеющую отношение к конкретной инициативе или политике правительства либо к конкретной государственной услуге.

Ожидая большей прозрачности от правительства, мы в ответ должны быть готовы обеспечить собственную большую прозрачность. Требуя возможности объединять и анализировать данные государственных органов, мы должны принять, что правительство тоже изучает те данные, что мы опубликовали в открытом доступе, и использует их в сочетании с персональными данными, хранящимися в государственных базах данных.

И по мере того, как растёт наш аппетит к прозрачности, сотрудничеству и участию в деятельности государственных органов,  мы должны признать, что в некоторых сферах деятельности и при решении некоторых задач, государственные контроль и управление могут быть дополнены или заменены общественными. Если, например, существует ярко выраженное неравенство в исполнении налоговых обязательств, то будет расти давление на правительство, с требованием предоставить исходные данные, показывающие, кто уклоняется от уплаты налогов, - равно как уже сегодня существует потребность в публикации оценок качества работы учителей, врачей и государственных служащих.

Раз уж мы поддерживаем идею прозрачности и требуем больше сведений о тех организациях и людях, что нас обслуживают, - то должны быть готовы сами принять то же лекарство. Интересно, сколь многие сторонники «открытого правительства» готовы испытать на себе эту сторону «правительства 2.0»?

Андреа ди Майо (Andrea Di Maio)

Источник: блог Гартнер
http://blogs.gartner.com/andrea_dimaio/2010/03/19/the-bright-dark-side-of-government-2-0-are-we-ready/

Комментариев нет:

Отправить комментарий