среда, 6 августа 2008 г.

Впечатления о конгрессе Международного Совета Архивов

Патриция Слиман

23 июля 2008 года

Это я, я сижу на полу библиотеки конференции, и у меня есть минутка для того, чтобы рассказать вам о конгрессе МСА, в котором я участвую. Конгресс собирается раз в 4 года и является наиболее важной встречей архивистов всего мира. В понедельник (14 июля – Ред.) я присутствовала на моём последнем заседании рабочей группы Секции МСА для профессиональных ассоциаций (SPA) (я секретарь этой секции), которое шло весь понедельник. Во вторник, после церемонии открытия, с показом танцев, музыки и с несколькими молитвами, - конгресс начался.

Я побывала на сессии по «попечению над данных» (Data Stewardship) (это австралийский вариант программы обучения по вопросам обеспечения сохранности электронным материалов - Digital Preservation Training Programme, DPTP), и на сессии по аудиовизуальным архивам и сохранению цифровых материалов. Я только что вернулась с сессии об архивной деятельности мусульманской общины в Австралии. Это была инициатива по налаживанию сотрудничества с этим сообществом после терактов в Лондоне и на Бали

Сегодня утром у меня была часовая встреча с веб-дизайнером МСА, - что было интересно, поскольку я пытаюсь заручиться его помощью, чтобы кое-что улучшить.

Как обычно, много работы здесь делается за кулисами - за чашкой кофе или чего покрепче.

4 августа 2008 года

Итак, я вернулась с конгресса МСА в Куала-Лумпуре. Так много всего, о чем я бы хотела вам рассказать!

Местную пресса уделила этому событию большое внимание, и в итоге на поверхность вплыл ряд историй… Правительство Малайзии недавно возобновило поиск доказательств, подтверждающих претензии на остров Педра Бранка (Pedra Branca), - спустя чуть более недели после того, как Международный суд (International Court of Justice) присудил спорный остров Сингапуру. Министр иностранных дел Раис Ятим (Rais Yatim) сказал, что он поручил своим чиновникам ещё раз попытаться отыскать письмо британского губернатора Уильяма Баттерворта (William Butterworth) к теменгуну (Temenggong, официальное лицо, отвечающее за законность и порядок, одновременно – командующий армией и полицией – Ред.) и султану Джохора (Johor), добиваясь разрешения на строительство маяка Хорсбург (Horsburgh) на этом острове. Все это очень удачно совпало по времени с конгрессом. Не знаю, сработает ли это, но все это очень интересно, и показывает, какое политическое значение могут иметь архивы / документы.

Возвращаясь к сессиям, - их так много! За недостатком места, я расскажу о 2-3 из них, так что пусть те, кого пропущу, не обижаются. На меня произвела сильное впечатление сессия, проведенная Муниципальным архивом Роттердама, где описывалась их программа
E-depot. Было рассказано о том, как Муниципальный архив Роттердама осуществляет эту программу, каким образом она финансируется, какие уроки были излечены из накопленного по ходу программы опыта, и каковы планы на ближайшие несколько лет. Также изучалось влияние, которое подобная программа оказывает на заинтересованные стороны, и значение хорошего процесса управления изменениями. Формат семинара был также очень хорош!

Я «зацепила» лишь кусочек сессии по проекту Interpares 3, но это было очень интересно. Я успела услышать выступления Лиз МакИвой (Liz McEvoy) (которая с большим апломбом рассказывала об ирландском опыте), и Лучианы Дюранти (Luciana Duranti) - об исследованиях, проводимых в отношении документных систем «электронного правительства», которые не соблюдают требования по подотчетности, и как их можно модифицировать, чтобы эти требования выполнялись. Также речь шла о системах, которые соблюдают эти требования в отношении активных документов, но не поддерживают долговременное сохранение аутентичных документов, и которые нужно перепроектировать для решения этой проблемы; а затем о системах, которые все это делают и являются хорошим примером для подражания.

Группа, организованная Джорджем Маккензи (George McKenzie) из Национальных Архивов Шотландии и Робертом Бакли (Robert Buckley) из Xerox, обсуждала вопросы отслеживания изменений в технологиях и роль МСА. Это та группа, которая, будем надеяться, будет искать способы установления приоритетов для проектов в «электронной» области, а также решать вопрос о том, как наилучшим образом снабжать информацией многочисленных членов МСА во всем мире.

Глядя на список тем, обсуждался соответствующий мировой опыт. В одном из проектов предлагается стандартизировать процесс сбора статистических данных во всем мире. Далее, МСА проявляют большой интерес к использованию бесплатного программного обеспечения, и одним из представленных проектов был проект ПО на основе веб-технологий по подготовке архивных описаний, соответствующих стандартам МСА. «ICA AtoM» – это бесплатное ПО с открытым исходным кодом. Оно поддерживает интерфейс на различных языках, и позволяет описывать коллекции, хранящиеся в нескольких хранилищах. AtoM - сокращением от слов "Доступ к памяти" (Access to Memory). Более подробную информацию о функциональных возможностях этого программного обеспечения можно найти в руководстве пользователя, выложенном по адресу: http://ica-atom.org/docs .

Еще одна сессия, которую вели д-р Юси Нуортева (Jussi Nuorteva), генеральный директор архивной службы Финляндии, и Джоан Ван Альбада (Joan Van Albada), генеральный секретарь МСА, была посвящена теме защиты культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Д-р Нуортева вспоминал о том, как в канун Нового года (еще до второй иракской войны), он по поручению ЮНЕСКО осматривал объекты культурного значения Ирака. Обсуждалась идея «Голубого щита» - по сути, «Красного Креста» для культурных ценностей. Это символ, обеспечивающий защиту во время боевых действий. Военные должны знать о его существовании, и объекты, отмеченные «Голубым щитом», по закону, должны быть защищены от нападений во время конфликтов и беспорядков. Были показаны подлинные военные киноматериалы, снятые с борта боевого самолёта, который идентифицировал военный объект, но, увидев рядом с ним небольшой зиккурат со знаком голубого щита наверху, не стал наносить удар. Очень часто военные базы размещаются вблизи объектов, имеющих культурное значение. Мы обсуждали Гаагскую конвенцию и деятельность комиссии, работающей над руководством по реализации на практике 2-го протокола Гаагской конвенции.

Интересно, что войны сегодня не обязательно идут между суверенными государствами и регулярными армиями. Мы живем в эпоху терроризма и партизанских войн, и что все эти группировки знают о «Голубом щите», и волнует ли их это?

После выступления д-ра Нуортева, г-н Альбада высказал свое мнение о «Голубом щите». Он надеется, что удастся закрепить его статус в действующем законодательстве. Он твердо убежден, что во всех странах мира должны быть созданы национальные комитеты «Голубого щита», которые бы оказывали практическую помощь в ознакомлении людей с конвенцией, а также проводили учения, готовили инструменты, устанавливали контракты с людьми, способными организовать перевозку грузов, знали, где можно достать пластиковые мешки, морозильники, пластмассовые ящики т.д. - с тем, чтобы страна была готова к действиям в случае катастроф. Такая готовности имеет важнейшее значение, КрАЗ уж мы в конце концов обсуждаем сохранение «сокровищ человечества».

На следующей сессии всплыла проблема, связанная с иракским «еврейским архивом». Этот архив включает редкие, исторические и современные книги, документы и пергаментные свитки, относящиеся к иракской еврейской общине, которые были обнаружены в залитом водой подвале в штаб-квартире иракской разведки в Багдаде в начале мая 2003 года. После извлечения из подвала, намокшие материалы (известные как иракский еврейский архив) были упакованы в мешки и перевезены в место неподалеку, где они были частично высушены. Временная коалиционная администрация организовала замораживание материалов, что позволило стабилизировать их состояние и остановить дальнейшее распространение плесени. В настоящее время, к неудовольствию многих иракцев, эти материалы находятся в Чикагском университете в США.

Помимо этого, масла в огонь подлил американский «Фонд иракской памяти» (Iraq Memory Foundation), который получила контроль над важными материалами партии Арабского Социалистического Возрождения (БААС). Общество американских архивистов и Ассоциация канадских архивистов опубликовали совместное заявление, осуждающее действия фонда по сбору документов, как «акт грабежа, который специально запрещен Гаагской конвенцией 1907 года».

«Международные законы ведения войны позволяют оккупационным властям приобретать документы или архивы, которые считаются необходимыми для ведения войны или для оккупации; американские же военные приобрели и продолжают удерживать около 100 миллионов страниц прочих иракских архивных материалов. Однако «Фонд иракской памяти», как частная организация, не подпадает под это положение, говорит Марк А. Грин (Mark A. Greene), президент Общества американских архивистов. «Весьма необычно» для неправительственной организации «вести деятельность по сбору документов, и затем, по существу, установить над ними свой контроль", говорит г-н Грин.

Однако должностные лица Института Гувера и «Фонда иракской памяти» возражают, говоря, что цели отправки документов БААС в Калифорнию были неправильно поняты. Ни одна из этих организаций не заявляла о правах собственности на эти документы, и обе они согласны с иракскими официальными лицами в том, что документы должны быть возвращены в Ирак «в не столь отдаленном будущем», сказал Ричард Соуза (Richard Sousa), старший помощник директора Института Гувера (см. «Нью-Йорк Таймс» от 30 июня 2008 года, http://nytimes.com/2008/07/01/books/01hoov.html?8dpc ).

Так что времена сейчас интересные - посмотрим, что будет дальше. Я восхищаюсь позицией американских и канадских архивистов и тем, что они выпустили подобное заявление и привлекли к проблеме внимание средств массовой информации.

Последняя сессия, о которой я вам хочу рассказать, была посвящена архивной солидарности. Это был проект секции МСА для профессиональных ассоциаций, в которой я работала секретарем. Целью проекта является координация усилий международного архивного сообщества по выполнению проектов по оказанию помощи  зарубежным коллегам из развивающихся и переходных стран в разработке инструментов и накоплении опыта. Сессию вела Нэнси Марелли (Nancy Marelli) из канадского университета Конкордия, и она сделала так, чтобы каждый из нас высказал собственную точку зрения по поводу того, что мы хотим сделать и что нужно сделать.

Целями проекта являются обмен информацией о международных проектах развития и сотрудничества; способствование тем международным, которые полезны, практичны и хорошо спланированы; и инициирование новых международных проектов развития и сотрудничества. Для этого нужно, чтобы отдельные лица и организации работали со своими партнерами – делились профессиональными знаниями, а также посылали экспертов для помощи в обучении и практической подготовке. Проекты могут быть также связаны с предоставлением знаний и/или материалов, нужных для выполнения архивных проектов.  Полезно организовать подбор партнеров и поиск источников финансирования (с помощью базы данных по источникам финансирования, которая вскоре будет готова). Как выяснилось, у многих из присутствующих имелся опыт участия, через их учреждения, в международных проектах солидарности, - и сессия прошла очень продуктивно. 

Большой интерес был проявлен к программе обучения в области обеспечения сохранности электронных материалов (Digital Preservation Training programme). У МСА уже есть программный инструментарий, разработанные Тихоокеанским региональным отделением Международного Совета Архивов (PARBICA), который включает набор ориентированных на конкретные культурные традиции учебных модулей по архивам. Реальная потребность в такого рода обучении ощущается сейчас во всем мире.

В числе сессий, на которые я бы хотела сходить,  была сессия о том, как документируются события, происходящие в  Дарфуре, и работа, проводимая  в Судане Организацией Объединенных Наций. Мне также хотелось бы побольше послушать о  проекте INTERPARES и других, - но они пересеклись по времени с другими моими сессиями.

На конференции одновременно шли и побочные мероприятии, включавшие кинопросмотры и танцевальные классы. До них я не добралась, но я побывала на гала-банкете, - три часа смотрела малазийские и индийские танцы (параллельно с банкетом из нескольких перемен блюд). Затем я отправилась в Трейдер-бар  пропустить глоточек мохито, - а башни Петрониус  нависали в это время над головой. Очень жарко и очень весело (конечно).

Патриция Слиман (Patricia Sleeman)

Источник: DA blog
http://dablog.ulcc.ac.uk/2008/07/23/international-council-on-archives-congress-2008/
http://dablog.ulcc.ac.uk/2008/08/04/ica-congress-part-2/

Комментариев нет:

Отправить комментарий