воскресенье, 6 июля 2008 г.

Пока история Израиля выцветает в картонных коробах, правительство планирует создание национального музея

Д-р Еошуа Фрейндлих (Yehoshua Freundlich) осторожно открывает тяжелую картонную папку, и его опытный взгляд скользит по выцветающей бумаге.

"Вот подписи", указывает он. "Видите, как Садат и Бегин подписались по-английски, рядом с подписями на иврите и арабском?" Он вздыхает. -"Я хотел бы иметь возможность показать это израильским детям".

Д-р Еошуа Фрейндлих (Yehoshua Freundlich) в государственном архиве.
Фото: Ariel Jerozolimski

Страница, которую рассматривает Фрейндлих, - это оригинал израильско-египетского мирного договора, разложенный на столе в крохотном однокомнатном помещении на юге Иерусалима, где столь же крохотный персонал - лишь один человек дежурит в это воскресное утро -  занимается реставрацией старых официальных документов, старательно восстанавливая пачку сморщившихся, пожелтевших писем Германского банка в Иерусалиме от 1880 года.

Фрейндлих - Государственный Архивист Израиля, он руководит командой из 60 человек, решая поставленную законом 1955 года задачу по сбору и обеспечению сохранности официальных документов Израиля.

Это монументальная задача. Государственные Архивы, основанные бывшим премьер-министром Давидом Бен-Гурионом в 1949 году, унаследовали архивы предшествующих правительств, британской и оттоманской администраций, к которым добавилась значительная часть документов, произведенных государственными учреждениями Израиля за 60 лет.

Размещенная в арендованном складе в Иерусалиме, коллекция содержит до 400 миллионов страниц, упакованных в архивные короба, которые в десять рядов уложены на металлические стеллажи общей протяженностью 42 километра. Коллекция включает в себя наиболее секретные документы Израиля, в том числе ежедневные оперативные отчеты специальных служб, которые хранятся под вооруженной охраной, в сейфе размером с комнату.

Но цель государственных архивов - не просто быть хранилищем документов. Архивы хранят наиболее подробные из существующих в природе документы о драматической истории Израиля, от оригинала Декларации Независимости до документов социальных служб, от протоколов исторических дискуссий кабинета министров до докладов государственной следственной комиссии.

Однако, объясняет Фрейндлих, это сокровище скрыто от людских глаз. Два отдельных охраняемых входа ведут в офисное здание в южной части Иерусалима, где на третьем этаже можно найти небольшой "читальный зал" архива, используемый в основном учеными, и совершенно недоступный для широкой публики.

В течение десятилетий Архивист за Архивистом - и Фрейндлих не является исключением - мечтали о создании настоящего музея, образовательного центра, в котором артефакты израильской истории могли бы начать новую жизнь.

"Израильтяне не знают своей истории", жалуется он. "Школьников и солдат возят в Яд Вашем или в Цент Бегина. Им всегда говорят о Холокосте, Холокосте, Холокосте, а когда их учат истории, то это история лишь одной части израильского общества, история бывшего премьер-министра Менахема Бегина или Ицхака Рабина. Мы - единственная из западных стран, которая не показывает свою историю миру и собственному народу в настоящем музее".

Это серьёзный пробел. Израиль является единственной страной в западном мире без национального музея, через который национальные архивы могли бы рассказывать о национальной истории - или о различных версиях этой истории - широкой публике. такие музеи уже существуют даже в развивающихся странах, таких, как Малайзия, Тунис и Руанда.

Если все будет идти по плану, этот вакуум вскоре быть заполнен. Несколько месяцев назад правительство создало рабочую группу по планированию амбициозного и величественного проекта: музея Государственных Архивов в Иерусалиме.

Если Фрейндлих, имеющий ученую степень по истории, готов согласиться "даже на скромное здание", что позволит ему - наконец-то - рассказать людям об истории их страны, то секретарь кабинета министров Овад Ехецкель(Ovad Yehezkel), также бывший преподаватель истории и председателя рабочей группы, мыслит гораздо более масштабно.

"За 60 лет мы не научились возвеличивать национальную историю и еврейскую историю этой земли", считает Ехецкель. "Наши национальные традиции заперты в коробах - аудио, видеозаписи, документы, рассказывающие историю зарождения нашей нации; они теряются, повреждаются. Мы одна из немногих стран мира, не имеющая этнографического музея".

Хуже того, если материалы Государственного Архива просто скрыты от общественного сознания и игнорируются, - то некоторые бесценные артефакты израильской истории фактически разрушаются. Во время своего последнее визита в Академию языка иврит, Ехецкеля отвели в подвал, где академия хранит мебель и вещи, принадлежавшие создателю современного иврита, Элиэзеру Бен-Иегуда. Сотрудники академии показали Ехецкелю знаменитые записки, в которых Бен-Йехуда возродил язык, на котором практически не говорили со времен Навуходоносора.

"Я не поверил своим глазам", говорит он. "Записки хранятся в пластиковых ящиках из-под салатов, в коробках для обедов. Они скреплены резинками. Это ненормально, что нас не пугает возможность разрушения и утраты этих драгоценных материалов".

Хотя возглавляемой Ехецкелем рабочей группе предстоят месяцы работы, прежде чем завершится планирование нового музея, первые наброски впечатляют. Ехецкель хочет, чтобы музейный комплекс был возведен на холме, разделяющем здания кнессета и Музея Израиля. В комплекс будут размещаться Национальная библиотека и Государственные Архивы, а также, возможно, Академия языка иврит и Центральной сионистский архив Еврейского агентства, где история сионистского движения до основания государства отражена в полумиллионе фотографий, 50 тысячах карт и 3 тысячах фильмов.

Отвечая на вопрос, что будет с этой инициативой в случае перемен в национальном руководстве - справедливое опасение, принимая во внимание текущую нестабильную политическую ситуацию - Ехецкель сказал, что он включил вопрос о создании нового музея в должностную инструкцию секретаря кабинета министров. "Это вопрос останется частью служебных обязанностей секретарь кабинета, независимо от того, что будет со мной", пообещал он.

Проект здание, похоже, привлечет финансирования от еврейских доноров со всего мира. Один из представителей еврейской диаспоры, пожелавший остаться неизвестным, уже пожертвовал 50 млн. долларов, в то время как другие спонсоры выразили готовность внести свой вклад, как только будет завершено планирование.

"Это будет живой музей", говорит Ехецкель: "полный людей, детей - из Израиля и со всего мира. Впервые вы сможете провести в нем весь день, узнавая нашу национальную историю."

Haviv Rettig

Источник: Jerusalem post
http://www.jpost.com:80/servlet/Satellite?cid=1214726181544&pagename=JPost%2FJPArticle%2FShowFull

Комментариев нет:

Отправить комментарий